Эксперты раскрыли глобальные ориентиры развития российских университетов
С приветственным словом к участникам научно-практической конференции обратился ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров. В своем выступлении он подчеркнул важность международных связей для подготовки высококвалифицированных кадров не только для своего региона и страны, но и для глобального рынка. Эксперт отметил, что сегодня у вуза есть реальная возможность стать драйвером социально-экономического развития крупного макроэкономического региона.
Проректор — директор Департамента международного сотрудничества и развития международного бизнеса Технической академии Росатом Журавлев Павел рассказал о сотрудничестве с зарубежными странами, в том числе, со странами Африки. Росатом представлен крупными энергетическими проектами по сооружению атомных станций в Египте, Турции, Бангладеш, Финянди, Замбия и других странах.
Пленарная сессия продолжилась докладом проректора по международной деятельности Российского университета дружбы народов Ларисы Ефремовой.
Спикер отметила, что повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг — одна из приоритетных национальных задач.
«Высшее образование в России должно стать привлекательным для иностранцев — к 2024 году число заграничных абитуриентов должно увеличиться вдвое и составить около 425 тысяч человек. На сегодняшний день большая часть обучающихся в России иностранцев — граждане стран СНГ, Азии и Северной Африки. Иностранные студенты чаще всего приезжают в Россию за высшим инженерно-техническим (22%) и медицинским (21%) образованием»,— Лариса Ефремова.
По мнению эксперта, главными трендами повышения глобальной конкурентоспособности российского образования в постковидный период является широкое внедрение онлайн-технологий, увеличение доли региональных университетских альянсов и ассоциаций, продвижение новой педагогики и развитие непрерывного образования.
Региональными кейсами взаимодействия власти Свердловской области с вузами региона в рамках продвижения международных образовательных и научных проектов поделилась с участниками конференции заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Людмила Берг. Спикер подчеркнула, что на сегодняшний момент в вузах региона обучается около 7000 иностранных студентов из более чем 100 зарубежных государств. В 2017 году в целях координации международной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и образовательных организаций высшего образования была создана рабочая группа по вопросам развития международных гуманитарных связей региона. В регионе действует Совет проректоров по международной деятельности, на площадке которого эксперты в области международного сотрудничества делятся собственными уникальными практиками, типизируют проблемы, вырабатывают общие принципиальные решения, в том числе совместно с органами миграционного учета региона. В регионе создан портал внешнеэкономической деятельности на котором представлены 16 ведущих высших учебных заведений региона.
«В современных условиях университеты становятся центрами развития международного сотрудничества региона. С учетом растущей роли молодежи во всех сферах общества необходимо решать задачи по активизации молодежной дипломатии и усилении представленности российских вузов на международных площадках и мероприятиях. Необходимо привлекать потенциал молодежи для продвижения объективной информации о современной жизни в России, так как, лишь объединившись вместе, мы сможем сформировать устойчивый развивающийся мир, основанный на верховенстве права, закона и принципов добрососедства», — Лариса Ефремова.
О новых возможностях продвижения российских вузов на международном образовательном рынке, о том, как привлечь больше иностранных студентов и грамотно организовать рекламную кампанию в период пандемии короновируса, рассказал генеральный директор Ассоциации Восточно-Европейских университетов (EEUA) Богдан Вороновский.
Эксперты Ассоциации восточно-европейских университетов в Тунисе, Нигерии, Эквадоре поделились опытом работы вузов в условиях COVID—19 в этих странах. Эксперты отметили, что основным ответом стран на распространение эпидемии стало закрытие учебных заведений и перевод обучения в онлайн формат. Однако, по мнению экспертов, дистанционное образование, которым пытаются заменить очные занятия в этих странах не лучшего качества. Одна из главных проблем обучения в дистанционном формате — плохая связь, а то и полное ее отсутствие.
Формулировать стратегические цели и совершенствовать инструменты развития, сопоставляя их с практиками сильнейших университетов мира, стало объективной реальностью для ведущих университетов России. Об опыте продвижения РУДН в мировых рейтингах рассказала Наталья Дугалич. Эксперт отметила, что по итогам предметного рейтинга QS 2021 года РУДН вошел в топ-100 мира по направлениям «Современные языки» (88 место) и «Лингвистика» (101-150 место). На реализацию этой задачи в РУДН работали все подразделения, и продвижение университета в международных рейтингах — это результат усилий всего коллектива. Одним из инструментов развития, который доказал свою результативность, стало, по мнению эксперта, создание Института иностранных языков, межкультурной коммуникации и миграции, работа которого реализуется в двух направлениях: разработка инновационных моделей преподавания иностранных языков, подготовка профессиональных переводчиков и переводчиков-синхронистов для международных организаций, а также изучение миграционных процессов. В качестве наиболее значимых результатов деятельности Института в деле укрепления глобальных позиций РУДН эксперт отметила реализацию совместных магистерских программ с университетами мира, расширение географии вузов партнеров, реализацию системы приглашенных лекторов — ученых мирового уровня для работы в РУДН, участие студентов-переводчиков в мероприятиях федерального и международного уровня.
После пленарного заседания работа конференции продолжилась на трех дискуссионных площадках, на которых представители экспертного сообщества обсудили ключевые тренды развития высшего образования в России, сетевые образовательные программы в контексте Приоритетов 2030, успешные практики адаптации иностранных обучающихся, особенности проведения приемной кампании в условиях пандемии COVID-19.
Подводя итог конференции, модератор мероприятия, проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов Лариса Ефремова отметила практическую ценность состоявшейся дискуссии:
«В ходе научно-практической конференции состоялся продуктивный обмен экспертными мнениями и неоценимым практическим опытом, который в дальнейшем будет способствовать повышению международной конкурентоспособности российского образования в глазах зарубежных партнеров, работодателей и потенциальных абитуриентов».
Мероприятие проходило в рамках федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование».
25 победителей Indonesian International Student Mobility Awards 2024 завершили обучение на программе “Sustainable Urban Development and Climate Action”, реализованной на базе института экологии РУДН.
Международная школа «From soil fertility management to sustainable agriculture» состоялась на базе аграрно-технологического института РУДН. Её слушателями стали 60 человек из партнерских университетов стран БРИКС: Китая, Ирана, Индии, России, Египта и ЮАР.
«Опыт участия в студенческих организациях как путь к формированию карьерных навыков» — тема международного научного семинара института экологии РУДН. Стипендиаты премий International Student Mobility Awards 2024 и Open Doors, активисты научного студенческого общества «GreenLab» и профессионального студенческого объединения «Костёр» поделились результатами своей научной деятельности в области охраны окружающей среды.