Повышение привлекательности российской высшей школы за рубежом — серьезная национальная задача

Повышение привлекательности российской высшей школы за рубежом — серьезная национальная задача

11 июня на экспертной площадке Адыгейского государственного университета состоялась научно-практическая конференция, на которой представители российских вузов, эксперты в области образования и международного сотрудничества, представители органов власти и работодатели обсудили лучшие практики привлечения иностранных студентов на обучение в вузы Российской Федерации, обеспечение их обучения и пребывания, а также разработали предложений по их распространению, обмен опытом, обозначили новые инструменты маркетинговой стратегии продвижения российских образовательных программ на национальном и глобальном уровнях. Соорганизатором и инициатором мероприятия выступил Российский университет дружбы народов.

С приветственным словом к гостям и участникам научно-практической конференции обратились временно исполняющий обязанности представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации в г. Краснодаре Игорь Терзиян и руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея Сергей Завгородний.

Пленарную дискуссию открыл Ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий. В своем докладе спикер отметил, что экспорт образования — это один из важнейших факторов расширения межкультурных контактов, привлечения в национальную экономику наиболее талантливых людей, а также выстраивание долгосрочной политики нашей страны. Сегодня Адыгейский государственный университет реализует совместные образовательные программы с Узбекским государственным университетом мировых языков, заключен договор о взаимодействии в области образования с Денауским институтом предпринимательства и педагогики. Для привлечения талантливой молодежи из-за рубежа университет использует различные маркетинговые инструменты — проводятся ежегодный мониторинг образовательного потенциала иностранных студентов и различные профориентационные мероприятия, поддерживается англоязычная версия сайта и аккаунты в социальных сетях, работают студенческие землячества, планируется создание образовательных центров на территории Израиля, Иордании, Сирии и Турции.

Результаты работы Майкопского государственного технологического университета по привлечению зарубежных абитуриентов представила ректор МГТУ Саида Куижева. В ходе выступления ректор отметила, что несмотря на закрытые из-за пандемии границы с иностранными государствами, университету удалось сохранить на прежнем уровне контингент иностранных студентов. В качестве первостепенных задач университета в направлении экспорта образования Саида Куижева обозначила создание устойчивой системы рекрутинга иностранных обучающихся. Для реализации этой задачи Майкопский государственный технологический университет открыл свои представительства за рубежом. В этом году в Ливане и Сирии начнут работать представительства МГТУ. На их базе будет проводиться обучение русскому языку для различной целевой аудитории как в формате онлайн, так и офлайн.

Как повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и, в результате, — увеличить объемы выручки от экспорта образовательных услуг, рассказала проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов Лариса Ефремова. Спикер отметила, что повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг — одна из приоритетных задач Правительства РФ. Согласно государственной приоритетной программе «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», к 2024 году число иностранных студентов должно вырасти до 425 тысяч человек, а объемы средств, полученных от экспорта российского образования, планируется довести 4 миллиардов долларов.

Большинство иностранных студентов приезжают в Россию за высшим инженерно-техническим (22%) и медицинским (21%) образованием. В лидерах у студентов заочных отделений — экономика и управление (39%), на втором — юриспруденция (10%), на третьем — социально-гуманитарные (9%) специальности, — прокомментировала проректор.

Большое внимание во время своего выступления спикер уделила способам продвижения образовательных услуг. Эксперт поделилась инструментами, которые позволили РУДН не только сохранить на прежнем уровне контингент иностранных студентов, но и увеличить число заявок на обучение, несмотря на пандемию. Российский университет дружбы народов успешно использует такой метод продвижения, как работа с выпускниками за рубежом. В РУДН сформирована активная база данных выпускников, в ней более 70 000 активных контактов. Кроме этого, в числе успешных инструментов набора и продвижения образования спикер назвала зимние и летние школы, активную работу в онлайн формате, а также поделилась опытом участия в проекте по созданию ресурсных центров за рубежом.

«В рамках федерального проекта „Экспорт образования“ РУДН совместно с ведущими вузами России образовал Консорциум и создает ресурсные центры российского образования за рубежом, главная задача которых подготовить талантливых школьников к поступлению и обучению в российских университетах, через углубленное изучение общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на русском языке. На сегодняшний день создано и успешно функционирует семь ресурсных центров на базе общеобразовательных школ Болгарии, Киргизии, Монголии, Молдовы, Сирии, Таджикистана и Турции», — пояснила Лариса Ефремова.

Заместитель проректора по международной деятельности РУДН Сергей Пилипенко рассказал присутствующим о разработанной РУДН программе повышения квалификации «Формирование и развитие цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования «Цифровой профессор». Освоение программы, по мнению спикера, способствует формированию цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава российских вузов, необходимых для реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Проректор по образовательной деятельности РУДН Юлия Эбзеева поделилась опытом продвижения РУДН в мировых рейтингах. Эксперт рассказала, что по итогам предметного рейтинга QS 2021 года РУДН вошел в топ-100 мира по направлениям «Современные языки» (88 место) и «Лингвистика» (101-150 место). По ее мнению, это произошло благодаря тому, что в 2 раза за год увеличилось количество голосов академических экспертов. За лингвистов Российского университета дружбы народов голосовали из стран Европы, из Индии, Китая. РУДН впервые получил голоса работодателей из Германии и Южной Кореи. По словам спикера, рост голосов экспертов стал возможен благодаря комплексному подходу, предпринятому командой РУДН.

«Во-первых, профильные журналы РУДН „Russian Journal of Linguistics“ и „Русистика“ вошли в мировые базы данных Web of Science и Scopus. Преподаватели иностранных языков существенно увеличили свою публикационную активность. Во-вторых, была открыта магистерская программа „Методика обучения языкам. Переводоведение. Синхронный перевод“. Выпускники программы — переводчики-синхронисты международного уровня. Во время обучения студенты работают переводчиками на мероприятиях федерального и международного уровня, а это повышает репутацию РУДН в глазах работодателей», — прокомментировала Юлия Эбзеева.

После пленарного заседания работа конференции продолжилась на трех дискуссионных площадках, на которых представители экспертного сообщества обсудили глобальные тренды развития экспорта образования в России и наметили пути решения задачи, стоящей перед системой высшего образования России по повышению конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.

Мероприятие проходило в рамках федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» в рамках договора между РАНХиГС и РУДН на выполнение работ по теме «Организация и проведение дополнительного профессионального образования руководителей и сотрудников международных служб образовательных организаций»

Новости
Все новости
Международное сотрудничество
8 июля
100 участников, 6 стран, 4 часовых пояса и месяц интенсивного обучения – РУДН и Россельхозбанк провели школу БРИКС «Advanced Skills in Agro Research»

100 студентов, аспирантов и молодых учёных из Китая, Ирана, России, Индии, Бразилии и ЮАР приняли участие в Международной школе «Advanced Skills in AgroResearch» (BRICS Spring School). Участники в течение месяца изучали современные подходы и вызовы аграрных наук, знакомились с тенденциями цифрового сельского хозяйства, получали компетенции в области устойчивых агробиотехнологий.

Международное сотрудничество
4 июля
РУДН посетила делегация из Ганы

РУДН с визитом посетила делегация трех Муниципальных собраний Республики Ганы — Корле Клотти, Ла-Дейд-Котопон и Ледзокуку. На встрече обсуждали итоги образовательной школы «Solid Waste Management and Circular Economy», которая прошла на базе института экологии РУДН в этом году.

Международное сотрудничество
3 июня
Bem-vindo ao Brasil: как прошла научная школа экономистов РУДН в Бразилии

Пожать руку генеральному консулу, подняться на гору Корковаду к статуе Христа-Искупителя и узнать об экономике одной из крупных стран БРИКС. О Бразилии можно прочитать в научных статьях или посмотреть документальные фильмы. Но экономисты РУДН сели в самолёт и отправились за океан. В их маршрутном листе были Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. О чём рассказала студентам и преподавателям страна вечного карнавала — рассказываем в заметках наших учёных-путешественников.