В РУДН обсудили российский и международный опыт экспорта образования
Пленарное заседание и 4 дискуссионные площадки объединили сотрудников международных подразделений организаций высшего образования, руководителей Министерства науки и высшего образования России, руководителей департаментов Министерства науки и высшего образования России, руководителей и представителей Россотрудничества, представителей Совета Федерации и МВД России. Модератором панельных дискуссий выступила Лариса Ефремова — проректор по международной деятельности РУДН.
На пленарной сессии эксперты обсудили современные тенденции международного сотрудничества, а также выделили основные принципы его трансформации в ближайшем будущем.
Определил вектор дискуссии Владимир Филиппов — президент РУДН, Председатель ВАК. Он отметил, что сегодня перед российским образованием стоят новые задачи и вызовы, связанные не только с ситуацией пандемии коронавируса, но и новыми приоритетами государственной политики в области экспорта образования.
«В новых условиях для России важно международное признание. Эта задача поставлена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и нацелена на вхождение России в число 10 ведущих стран мира по науке и качеству образования. Ключевая роль в решении задачи отведена университетам», — Владимир Филиппов.
Петр Кучеренко — заместитель Министра науки и высшего образования отметил, что конференция — это отклик российских университетов на призыв государства всесторонне развивать экспорт образования и всемерно поддерживать его востребованность и международную конкурентоспособность. Заместитель министра подчеркнул, что в жестких конкурентных условиях образовательного рынка тот или иной российский университет не способен самостоятельно развивать эффективное системное международное партнерство. Сегодня крайне важны объединение ресурсов, обмен опытом, диалог и взаимная поддержка. Серия мероприятий, которые проходят в РУДН, даёт такую возможность.
Новые акценты проблематики экспорта образования поставил Константин Косачев — Председатель комитета Совета Федерации по международным делам. По словам эксперта, пандемия коронавируса — не только угроза международной деятельности образовательных учреждений, но и дополнительная возможность: «Программы онлайн обучения, при должном техническом обеспечении, могут стать визитной карточкой российских вузов и обеспечить внимание абитуриентов».
Константин Косачев затронул проблему привлечения на обучение мотивированных иностранных студентов: «За время реализации проекта „Экспорт образования“ количество иностранных студентов удвоилось, и это приближает к искомой цифре — 425 000 иностранных граждан, обучающихся в российской высшей школе в 2024 году. Однако в погоне за абсолютными цифрами важно не потерять качество. Сегодня только 3% иностранцев, поступивших в наши университеты по квотам, победители олимпиад или конкурсов. Осуществляя набор иностранных студентов, стоить помнить, что это кадровый потенциал для нашей экономики и проектов с другими странами».
Проблему трудоустройства иностранных студентов в докладе пленарного заседания продолжила Екатерина Бабелюк, советник Министра науки и высшего образования Российской Федерации. Она рассказала, что в новой программе стратегического академического лидерства (ПСАЛ) будет сделан акцент на такой показатель, как доля выпускников учреждений высшего образования, трудоустроенных в течении первого года после завершения обучения: «Важнейшая задача, стоящая перед вузами и международными службами университетов, организовать работу по трудоустройству наших иностранных выпускников в российские компании. Теперь количество трудоустроенных выпускников будет показателем эффективности участия университета в ПСАЛ».
В докладе Екатерина Бабелюк затронула тему использования инструментов экспорта образовательных программ университетов. Особое внимание было уделено таким инструментам, как включение условий по подготовке кадров во внешнеторговые контракты индустриальных партнеров и учреждение грантов для обучения иностранных студентов.
В завершение выступления советник Министра рекомендовала университетам обратить внимание на разработку образовательных программ на иностранных языках и, как следствие, на совершенствование языковой подготовки российских преподавателей.
О роли Россотрудничества в реализации федерального проекта «Экспорт образования» рассказал Павел Шевцов — заместитель руководителя Россотрудничества. Докладчик поделился с участниками конференции опытом проведения отборочной кампании на обучение по квоте иностранных граждан в условиях пандемии коронавируса. Эксперт отметил, что, несмотря на пессимистические прогнозы, Россотрудничеству удалось собрать 60 000 заявок из 170 стран.
Интерес к получению образования в России демонстрируют кандидаты из стран СНГ, Грузии, Абхазии и Южной Осетии (30%), стран Азии (23%), стран Ближнего Востока и Северной Африки (19%). Среди направлений подготовки лидируют медицинские специальности (9157 заявок), экономика и управление (8158 заявок), информатика и вычислительная техника (4047 заявок).
С докладом «Экспорт образования: целевые группы и привлекательные продукты; вузовские практики» выступила Ирина Карелина — исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты». В выступлении Ирина Карелина рассказала о проекте «Open doors» — это международная олимпиада, которая позволяет талантливым студентам из зарубежных стран бесплатно поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих российских университетов без вступительных испытаний.
На конференции выступили представители дипмиссий Российской Федерации во Франции, Норвегии, эксперты по Великобритании, а также ВРИО директора ФГБУН Институт Дальнего Востока РАН Алексей Маслов, которые поделились опытом работы вузов в условиях COVID—19 в этих странах. Эксперты отметили, что основным ответом стран на распространение эпидемии стало закрытие учебных заведений и перевод обучения в онлайн-формат. Эксперты рассказали о решениях, внедренных в этих странах, и результатах, которые после анализа и учета российской специфики могут быть использованы в системе российского образования.
В рамках дискуссионной площадки «Лучшие практики: Использование дистанционных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID—19» представители российских университетов обсудили собственные кейсы экспорта образования в период пандемии коронавируса и определили общие шаги, направленные на развитие международной деятельности в 2021 году.
В ходе работы онлайн площадки с докладами выступали представители 18 вузов России.
Участники дискуссионной площадки сошлись во мнении, что в условиях пандемии коронавируса экстренный переход на дистанционное обучение предоставил широкие перспективы для совершенствования процесса образования. В выступлениях эксперты поделились советами по продвижению бренда вуза и формированию лояльности к нему среди иностранных абитуриентов через интернет-площадки; рассказывали об онлайн-платформах и доступе к ним; обратили внимание на проблему построения практических и лабораторных работ в технических университетах и предложили решение путем имитационного моделирования и виртуального использования технологического оборудования и научных приборов в условиях ограничений, вызванных пандемией.
На дискуссионной площадке «Миграционное законодательство в части приема, обучения и пребывания иностранных граждан в вузах Российской Федерации» был представлен доклад Кирилла Адзинова — заместителя начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России.
Кирилл Адзинов рассказал участникам конференции об изменениях в области миграционной политики в отношении иностранных студентов, об упрощенном порядке трудоустройства иностранных граждан, обучающихся в России. Это стало возможно благодаря вступившему в силу 5 августа 2020 закону № 16-ФЗ, иностранцы, обучающиеся в России, могут легально работать в стране без патентов и разрешения на работу. Интерес у участников конференции вызвали инструменты контроля за иностранными студентами, созданные в рамках поручения Президента России о разработке Положения о перспективной миграционной политики.
«В рамках данного Положения предлагается выдавать иностранным студентам сроком на 10 лет ID-карту, содержащую биометрические данные и цифровую подпись. Портал Госуслуг будет единым окном входа для иностранных студентов. О прибытии и убытии иностранные студенты будут предупреждать через мобильное приложение или веб-браузер», — рассказал Кирилл Адзинов.
В завершение конференции организаторы отметили, что, несмотря на новизну формата проведения, получилось создать площадку для обсуждения вопросов экспорта образования.
«Мы переживали, что в онлайн-формате что-то пойдет не так, ведь это наш первый опыт. Но все получилось, была обширная программа, увлеченное общение спикеров, интересные вопросы и положительные отзывы участников», — Лариса Ефремова.
25 победителей Indonesian International Student Mobility Awards 2024 завершили обучение на программе “Sustainable Urban Development and Climate Action”, реализованной на базе института экологии РУДН.
Международная школа «From soil fertility management to sustainable agriculture» состоялась на базе аграрно-технологического института РУДН. Её слушателями стали 60 человек из партнерских университетов стран БРИКС: Китая, Ирана, Индии, России, Египта и ЮАР.
«Опыт участия в студенческих организациях как путь к формированию карьерных навыков» — тема международного научного семинара института экологии РУДН. Стипендиаты премий International Student Mobility Awards 2024 и Open Doors, активисты научного студенческого общества «GreenLab» и профессионального студенческого объединения «Костёр» поделились результатами своей научной деятельности в области охраны окружающей среды.