В РУДН обсудили стратегии повышения узнаваемости и привлекательности российского образования за рубежом
Чем привлекательно для иностранцев российское образование? Как отобрать самых талантливых и как помочь им адаптироваться в условиях не только образовательной среды, но и бытовых? Возможно ли увеличить приток поступающих из-за рубежа и какими методами? На эти и другие вопросы отвечали представители более 150 российских вузов.
«Сейчас в России 4% иностранных студентов, а в других странах этот показатель составляет 20%. К 2024 году нам предстоит почти в 2 раза увеличить количество иностранных студентов в России – до 425 000. И эта цель достижима. Российское высшее образование фундаментально, многопрофильно и оптимально по соотношению цена-качество. Мы меняем подходы работы во многих странах. Ведущие российские университеты работают с одаренными иностранными школьниками и бакалаврами: открывают ресурсные центры за рубежом, проводят олимпиады, выстраивают систему поддержки и адаптации первокурсников. Более гибким становится и российское законодательство – в области миграционного оформления, устройства на работу», - Константин Косачев, Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам.
Дать ответы на основные вопросы по привлечению умных и мотивированных иностранных абитуриентов на первые курсы бакалавриата и магистратуры российских вузов призваны специальные мероприятия по проекту «Экспорт образования».
Первоочередная задача – анализ имеющего опыта отдельных университетов и консорциумов по конкурсному отбору талантливых абитуриентов, а также его нормативно-правовой базы. Кроме того, немаловажно изучить существующие системы адаптации – что мешает иностранцам приехать, учиться или окончить образования в России – от психологических до финансовых обстоятельств.
«Мало просто отобрать талантливых иностранных абитуриентов. За умными головами идет настоящая охота – одаренных ребят приглашают в университеты США, Франции, Германии, Китая. Поэтому российские университеты начинают предлагать дополнительные стипендии, перестраивать приемные кампании, отслеживать оформление документов, решать вопросы адаптации к быту и климату», - Лариса Ефремова, проректор по международной деятельности РУДН.
Олимпиады и конкурсы для иностранных абитуриентов как инструмент работы с зарубежной аудиторией используют лишь некоторые ведущие университеты, заинтересованные не только в количестве, но и в качестве поступающих. Пример – олимпиада «Время учиться в России» и олимпиада Ассоциации «Глобальные университеты». Несмотря на имеющиеся практики, общих позиций, как развивать российское олимпиадное движение за рубежом, нет.
Эксперты из РУДН, МЭИ, МИФИ, МФТИ – вузов, которые имеют опыт отбора талантливых иностранных абитуриентов – предлагают в качестве фундамента многоступенчатую систему конкурса – информационный, отборочный и очный – с дифференцированным уровнем сложности. Предполагается, что составлять и проверять задания будут исключительно представители российских университетов, а олимпиады должны проводиться на языке страны проведения за исключением стран СНГ.
Не обойтись и без поддержки органов государственной власти, бизнеса и ассоциаций выпускников в странах. В России заинтересованными группами могут стать партнеры университетов.
«С целью подготовки кадров мы сотрудничаем с разными вузами за рубежом и в России. В этом году мы нашли партнера в лице РУДН, и надеемся, что обширные связи университета со странами Африки, Ближнего Востока, Юго-восточной Азии помогут нам расширить нашу образовательную тематику в этих странах. Олимпиады, ресурсные центры, набор иностранных студентов, сотрудничество по повышению квалификации преподавателей, проекты, связанные со взаимодействием с выпускниками – интересных проектов много. Мы заинтересованы в подготовке кадров по атомным специальностям и смежным с атомной энергетикой – как техническим, так и гуманитарным – связи с общественностью, ядерная медицина, композитные материалы, работа с отходами… Университет мог бы составить партнерство в развитии данных направлений», - Валерий Карезин, директор образовательных проектов госкорпорации «Росатом».
Отдельным пунктом обсуждения выделили организацию инфраструктуры приема. Среди факторов, решающих в пользу того или иного вуза в России, - стоимость жизни, комфортная среда проживания, стипендиальные программы, землячества соотечественников. Позволить себе не просто пригласить, но и адаптировать умного иностранного абитуриента к российским студенческим условиям пока могут лишь ведущие вузы. Но это пока. Федеральный проект «Экспорт образования» нацелен на то, чтобы университеты наращивали свои экспортные компетенции, в том числе и в таких проектах, как олимпиады, ресурсные центры.
«Российские университеты проделали за последние несколько лет беспрецедентную работу по развитию высшего образования и повышению его конкурентоспособности на международном рынке, что выражается в позициях вузов в международных рейтингах и ощутимом увеличении интереса к российскому образованию со стороны иностранных граждан. В условиях международной обстановки международное сотрудничество в области образования и науки нередко становится главным местом, объединяющим страны и формирующим прочные партнерские связи между государствами», - Михаил Котюков, Министр науки и высшего образования России.
25 победителей Indonesian International Student Mobility Awards 2024 завершили обучение на программе “Sustainable Urban Development and Climate Action”, реализованной на базе института экологии РУДН.
Международная школа «From soil fertility management to sustainable agriculture» состоялась на базе аграрно-технологического института РУДН. Её слушателями стали 60 человек из партнерских университетов стран БРИКС: Китая, Ирана, Индии, России, Египта и ЮАР.
«Опыт участия в студенческих организациях как путь к формированию карьерных навыков» — тема международного научного семинара института экологии РУДН. Стипендиаты премий International Student Mobility Awards 2024 и Open Doors, активисты научного студенческого общества «GreenLab» и профессионального студенческого объединения «Костёр» поделились результатами своей научной деятельности в области охраны окружающей среды.