Вопросы адаптации иностранных студентов в условиях пандемии COVID-19 обсудили на научно-практической конференции
Научно-практическая конференция проходила в очном и онлайн-форматах, на ней присутствовали представители российских и зарубежных вузов, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Калмыкия, органов власти региона и организаций-работодателей.
Цель проведения конференции: обмен опытом с коллегами по вопросам привлечения иностранных студентов на обучение в вузы Российской Федерации, обеспечения их пребывания на территорию России, обучения и социкультурной адаптации, а также разработка предложений по распространению лучших практик.
Обсуждение вопросов социокультурной адаптации иностранных студентов в период пандемии короновируса проходили в рамках пленарного заседания, дискуссионных площадок и итогового круглого стола.
С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратился Главный федеральный инспектор по Республике Калмыкия Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Александр Беляев. Он отметил важность и актуальность обсуждаемых на конференции вопросов.
«В последние годы наступило понимание экспорта российского образования как важного государственного внешнеполитического инструмента, и были предприняты меры по наращиванию экспортной деятельности. Растущая академическая мобильность в сфере высшего образования предъявляют высокие требования к качеству предоставления образовательных услуг в российских вузах. Сегодня Калмыцкий государственный университет логично включился в подготовку кадров для зарубежных стран, модернизирована инфраструктура вуза, в том числе информационная, позволяющая на высоком уровне проводить онлайн обучение для иностранных студентов в период пандемии короновируса. Реконструированы новые учебные площади, лаборатории и общежития. Все это позволило создать в университете такие условиях, в которых успешно обучаются представители 43 зарубежных стран».
Член комитета по образованию, здравоохранению, культуре, молодежной политике и социальной защите Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Булган Ангирова, выступая перед участниками пленарного заседания, отметила важность поднимаемой темы для образования Республики и для страны в целом.
«Сегодня в России реализуется масштабный федеральный проект „Экспорт образования“, направленный на повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг, который призван нарастить не сырьевой экспорт Российской Федерации, в том числе и в регионах. И это очень важно и значимо для нас всех. Реализация данного проекта должна повысить привлекательность образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период их обучения на территории России, а также повысить узнаваемость бренда образования России на международном образовательном рынке, что в результате увеличит объемы выручки от экспорта образовательных услуг. На сегодняшний день в образовательном пространстве региона сложилась целевая модель экспорта образования. Продвижение перспективных направлений социально-экономического развития степного региона, в том числе и экспорт образования, осуществляются при эффективном взаимодействии органов государственной власти Республики Калмыкии с Калмыцким государственным университетом».
С вступительным словом к собравшимся обратилась заместитель министра образования и науки Республики Калмыкия Татьяна Петкиева. В своем выступлении она подчеркнула, что на территории многонациональной Калмыкии сформировалось целостное поликультурное образовательное пространство. И главное задача, в условиях пандемии короновируса, не утратить эту целостность.
О важности интернационализации высшего образования говорил ректор Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова" Бадма Салаев. В своем выступлении он подчеркнул, что в настоящее время перед вузовским сообществом стоят новые масштабные задачи и цели.
«Интернационализация образования, как следствие глобализации, стала неотъемлемой частью каждого университета. В этой связи, усилилась потребность в обмене опытом, объединении сил и возможностей. На сегодняшний день каждый второй обучающийся является иностранным гражданином. В России больше всего иностранных граждан обучается в рамках межгосударственных соглашений или в результате реализации программ межвузовского сотрудничества. В Калмыцком государственном университете обучается около 1500 иностранных студентов, аспирантов и стажеров из 43 стран мира. Действует более 120 соглашений о научном и образовательном сотрудничестве с правительственными и международными организациями, зарубежными университетами и научными центрами Европы, Азии и Африки. Функционирует 7 центров русского языка и культура, ключевая задача которых популяризация российской высшей школы в мировом пространстве».
О формировании благоприятной и комфортной среды, необходимой для эффективного процесса обучения иностранных студентов, включающей научно-образовательную, экономическую, нормативно-правовую, политическую и социальную составляющую рассказала модератор научно-практической конференции, проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов Лариса Ефремова. Эксперт подчеркнула, что благоприятная среда, направленная на социокультурную адаптацию иностранных студентов в процессе обучения в российских вузах, должна формироваться на трех уровнях: университетском региональном и федеральном уровнях.
С докладом «Репутационные показатели и международные рейтинги: опыт РУДН» выступила советник ректора РУДН по партнерствам, директор Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций РУДН Юлия Эбзеева. Спикер подчеркнула, что для каждого вуза — большую роль играет международная репутация. В период пандемии короновируса международные рейтинги занимают лидирующие места при выборе университета иностранными студентами. Высокая позиция национальных университетов в международных рейтингах повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов. В 2021 году Российская Федерация поднялась на 4 место рейтинга QS по оценкам работодателей.
В рамках трех дискуссионных площадок конференции эксперты представили лучшие практики адаптации иностранных студентов в вузах Юга России и Прикаспийского региона, обсудили модели оценки эффективности процесса адаптации иностранных студентов, рассказали о внеучебных формах повышения мотивации иностранных студентов в изучении русского языка, поделились опытом предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов в поликультурном университетском кампусе.
Доклады, включенные в программу конференции, были посвящены организации взаимодействия иностранных обучающихся с региональными ассоциациями иностранных выпускников российских вузов«, роли национальных землячеств, региональных ассоциаций иностранных выпускников российских вузов в привлечении иностранных граждан для обучения в России, организации самостоятельной и внеучебной работе с иностранными студентами, вопросам адаптации иностранных студентов в условиях пандемии в вузах Прикаспийского региона, формам поддержки иностранных обучающихся.
На завершающем этапе конференции была принята резолюция, в которой обобщались итоги состоявшихся дискуссий, определены ключевые проблемы и обозначены механизмы распространения лучших практик адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах в условиях пандемии COVID-19.
Подводя итог конференции, организаторы мероприятия отметили практическую ценность многих докладов, широту и многосторонность профессиональных интересов экспертов, работающих с иностранными студентами, что позволило найти в пандемийный период оптимальные пути решения вопроса обучения и воспитания иностранных студентов, что в конечном счете, будет способствовать повышению международной конкурентоспособности российского образования в глазах зарубежных партнеров, работодателей и потенциальных абитуриентов.
Справочно
Инициатором и организатором проведения научно-практической конференции «Актуальные аспекты адаптации иностранных студентов в условиях пандемии COVID-19» выступил Российский университет дружбы народов.
Научно-практическая конференция прошла в рамках федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» в рамках договора между РАНХиГС и РУДН на выполнение работ по теме «Организация и проведение дополнительного профессионального образования руководителей и сотрудников международных служб образовательных организаций». По итогам конференции будет издан сборник, в который войдут статьи, отражающие опыт работы российских и зарубежных вузов в области адаптации иностранных студентов в период пандемии короновируса.
В РУДН состоялся II Международный молодежный медиафорум «Россия — Африка: через призму образования и коммуникаций». Мероприятие прошло при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и собрало ведущих экспертов, молодых специалистов и ученых в области медиа и журналистики.
Финал первого конкурса Россотрудничества «За русский!» состоялся в РУДН. 24 октября стали известны имена 30 сильнейших бакалавров-филологов, которые отправятся на месяц на стажировки в 10 стран. Среди победителей — 4 студента филологического факультета РУДН. Они поедут в Армению, Египет, Иорданию и Турцию.
В формате ВКС на базе РУДН прошло рабочее совещание
с российскими вузами-участниками СУ БРИКС по вопросу Международной олимпиады БРИКС.