Не путайте стресс с перегрузкой и усталостью
Евгений Лазарев отметил, что раньше запросы на лечение в клинике получали от людей старше 35-40 лет, а сейчас больше запросов от молодых.
«Через 10-15 лет вы будете управлять эти миром и, возможно, сделаете его лучше. Уже сегодня воспринимайте себя как некую корпорацию. Каждый из вас — это маленькая или средняя компания. У каждого есть один главный ресурс, который невозможно вернуть, — ваше здоровье, тело, организм. С одной стороны, это ликвидный актив. С другой — этот ресурс практически не дает процентов на вклад. При этом он определяет ваше поведение и то, где вы окажетесь завтра», — Евгений Лазарев, начальник международного отдела группы компаний «МЕДСИ».
Он пояснил механизмы влияния стресса на здоровье человека. В африканской саванне, когда пасется стадо антилоп, на них в каждую секунду может напасть лев. Но антилопы не живут в постоянном стрессе. Лев появился – есть стресс, надо бежать. Льва нет – нет и стресса. Но у животных – только предметное мышление, а у человека есть еще и абстрактное.
«У человека все гораздо сложнее. Он может придумывать себе стрессы и жить в этой стрессовой реакции долго. Наш организм в голове создает образ опасности и запускает те же самые реакции, которые присущи, если вы испытываете страх в реальности. К этим категориям относится не только физическая угроза, но и не вовремя выплаченная ипотека, долги по кредитам, переживания по поводу потенциальной беременности и прочие, которые запускают достаточно сильную стрессовую реакцию».
Важно прорабатывать методы работы со стрессом и взаимодействия со своим телом в молодости, когда вырабатываются привычки, способы восприятия и изучения информации. За телом требуется постоянный уход: его нужно регулярно и хорошо кормить, соблюдать режим сна и отдыха, нагружать тело упражнениями, а мозг — интересными задачами.
Первым стал использовать слово «стресс» канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, но ввел понятие «стресс» американский психофизиолог, физиолог Уолтер Кэннон. Он же впервые предложил реакцию «бей или беги».
Различают 3 вида стресса:
- Физический стресс. То, что заставляет наш организм адаптироваться (температура, физические повреждения, отсутствие сна).
- Эмоциональный стресс. Его могут испытывать люди и животные — его запуск связан с эмоциональной нагрузкой (когда на нас накричали).
- Психологический. Его вызывают негативные переживания, отрицательная оценка со стороны социума.
Не путайте стресс с перегрузкой и усталостью — их можно решить с помощью отдыха. Если организм устал, то лучше поспать, если переутомился – нужно уйти в отпуск.
На запуск стресса влияет ряд условий:
- Ограниченность в перемещении. Стресс появляется, когда человека помещают в замкнутое пространство или когда нет возможности передвигаться, путешествовать.
- Условия ограниченного времени. Мы оказываемся в стрессовой ситуации, когда нам ставят срочную задачу.
- Нарушение экологических ритмов. Вы будете испытывать стресс при недосыпе, голоде, недостаточном отдыхе.
Поэтому, например, после лекции желательно не сидеть в телефоне, а пойти погулять, подышать свежим воздухом. Если вы ограничены во времени в реализации проекта, попытайтесь договориться и назначить удобные графики.
Самая страшная проблема в том, что стресс забирает много сил и приводит организм к истощению. Ганс Селье предполагал, что силы имеют ограниченные ресурсы и постепенно заканчиваются. Со временем ученые пришли к выводу, что ресурсы можно восстанавливать.
«Организм всегда дает подсказку, что у вас есть проблема, просто так ничего не заболит. Из-за того, что мы находимся под влиянием информационного шума и не прислушиваемся к себе, в результате получаем болезнь. Стресс сам по себе — не причина болезни. Стресс приводит к истощению организма».
Часто организм человека не может контролировать стрессовые реакции. Например, на экзамене стресс снижает фокус внимания, из-за чего ни о каком креативе и речи нет. Есть негласное правило: чтобы активировать мужской ум — можно прикрикнуть, женский — сделать комплимент.
Евгений Лазарев посоветовал студентам, которые собираются на собеседование к HR, примерить роль «разведчика»: «Вы идете узнать условия работы и договориться, сколько стоит ваша работа».
Справочно
- 17-24 апреля состоялась «Неделя успеха АФК „Система“ и РУДН». 130 студентов Российского университета дружбы народов познакомились с экспертами АФК «Система» и узнали о тонкостях работы топ-менеджеров в области управления персоналом, дизайна, инвестирования и борьбы со стрессом.
- В 2020 году АФК «Система» и РУДН заявили о начале большой коллаборации в сфере телекоммуникаций, агрономии, медицины, фармацевтики и разработки карьерных треков. Совместные проекты запускаются с 5 активами АФК «Система»: ПАО «МТС», ГК «Медси», ООО «Аэромакс», АО Агрохолдинг «СТЕПЬ» и фармацевтическим холдингом Корпорации.
- АФК «Система» — один из крупнейших частных инвесторов в реальный сектор экономики России. Инвестиционный портфель Корпорации состоит преимущественно из российских компаний, представляющих различные сектора экономики, включая телекоммуникации, розничную торговлю, лесопереработку, сельское хозяйство, высокие технологии, банковские услуги, недвижимость, медицинские услуги и гостиничный бизнес.
В РУДН завершилась Неделя карьеры, в которой приняли участие 30 ведущих работодателей России из различных секторов экономики — от IT и финансов до строительства и золотодобывающей промышленности. В программе форума — мастер-классы для студентов и выпускников от экспертов крупных российских компаний, открытые лекции и карьерные консультации.
Что делать с проблемой размытых перспектив и страхом сделать неправильный жизненный выбор? Решение дает профориентационная неделя в РУДН.
24 января образовательная платформа «Юрайт» подвела итоги ежегодной национальной премии «Выбор вузов России — 2023». Авторский курс «Сети и телекоммуникации» Константина Самуйлова, доктора технических наук, директора института компьютерных наук и технологий, был отмечен за вклад в создание и развитие учебного контента. В 2023 году его учебные материалы использовали 2028 студентов и 374 преподавателя в образовательном процессе 351 образовательного учреждения.