«Особенности работы журналиста в современных реалиях» обсудили студенты РУДН с Аббасом Джума - ведущим сотрудником и специальным корреспондентом РИА ФАН
Аббас Джума — выпускник кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН и очень известный журналист международник, специалист в области геополитики: автор сотен статей медиа холдинга «Комсомольская правда» и РИА ФАН, радиоведущий, телеведущий, спецкор в горячих точках планеты, в Ираке, Иране, Сирии и др.
В качестве вступления Аббас Джума отметил, что мастер-класс будет посвящен журналистике в условиях нынешних реалий, в условиях существования интернета, соцсетей, такой профессии, как блогер. Блогосфера, по его мнению, на сегодняшний день, это очень серьезно, и многие блогеры гораздо известнее, чем журналисты и, зачастую, делают более качественный контент. Также очень актуальна, на взгляд Аббаса, тема различия между журналистикой и пропагандой.
— «Для начала, что такое журналистика и чем занимается журналист. Какие журналисты вам известны, кого вы любите?»
— «Познер, Пивоваров, Канделаки, Парфенов, Ольшанский».
А. Джума похвалил ребят за познания, отметив профессионализм преподавателей РУДН. Спикер напомнил студентам, что журналист — это тот человек, который собирает, обрабатывает и распространяет информацию и все это он делает сам, только тогда, с точки зрения Аббаса Джума, он может считаться журналистом.
Аббас разделяет понятия журналист и телеведущий. Телеведущий реализует последнюю часть: распространение информации. Существует целая команда, которая готовит эфир, собирает сюжеты и т.д., а ведущий это все озвучивает. «Когда человек только обрабатывает, приводит в порядок информацию, но он ее не добыл и не распространил, монтажем занимается, например, это все немножко другое. Когда человек только добывает информацию, то это разведка, но не журналистика, если нет последующих этапов, то есть обработки и распространения на определенных платформах: в газете, на радио, телевидении и т.д.» Это не значит, что телеведущий не может быть журналистом. Он может быть журналистом, но пока он занимается ведением эфира, он не делает журналистскую работу. Главное понимать, что журналист, это не то, где ты работаешь, а то, что ты делаешь.
«Вы можете задать мне логичный вопрос, что блогер тоже собирает, обрабатывает и распространяет информацию. В чем же отличия?».
Во-первых, Аббас считает, что отличие в форме. Блогер это очевидец, человек, который что-то увидел или прочитал, он часто пользуется непосредственно журналистской работой. Он берет за основу своего блогерского исследования или поста материал из СМИ, то есть журналистский материал. Он очевидец, он не обязан уметь хорошо писать или говорить, работать в кадре и т.п., то есть он просто выдает какую-то эмоцию. Журналист же проводит все-таки определенный этап согласования материала, который должен быть определенным образом написан и прочитан в эфире или отработан в радиоэфире голосом, если телеэфир, это может быть стендап, то есть форма определенная, это традиция. В то время как в блогосфере нет традиций. Журналист соблюдает этику, если мы говорим об информационной журналистике, тут различие на лицо: никаких эмоций, минимум себя, никакой своей «диванной аналитики», ты просто рассказываешь, что произошло, новость. А. Джума откровенно признался, что не является ценителем информационной журналистики, но признает ее необходимость для удовлетворения спроса на рынке, так как людям нужны новостная лента, но это уже точно не блогерство. Блогер осуждает, блогер эмоционирует, блогер выражает оценку, а если он начинает все делать как журналист, он превращается в журналиста. Здесь спикер приводит небольшой пример.
— «Я вернулся из Карабаха. Со мной ехал один известный блогер. Он получил аккредитацию, он грамотный оператор, диктор, он делал стендапы, это было что-то вроде гонзо журналистики, но грань стерлась между мной, ним и другими журналистами из таких изданий как „Le Monde“, „Le Figaro“, „Russia Today“, сидящими в автобусе, который вез всех на эту страшную войну. Именно в этот момент он перестал отличаться от нас, перестал быть блогером».
При этом в обычной жизни у журналиста и блогера неравные возможности, разные роли и разные приемы. Здесь имеется ввиду, что за журналистом стоит система, какое-то СМИ, редакционная политика. Но в нынешних реалиях, по мнению спикера, журналист может быть блогером, а блогер журналистом. И здесь он плавно перешел к понятию «конвергенция». И тут еще спикер добавил понятие «пропаганда».
— «Может ли один человек быть и журналистом и блогером, и пропагандистом? Запросто. Этот человек может менять маски, будучи на одной площадке, в YouTube, Telegramm или на страницах газеты». Есть люди, которые заточены только на пропаганду, они никогда не занимались журналистикой, даже в рамках своих блогов. А есть только блогеры, гражданская журналистика так называемая и т.д. А есть только журналисты, например, старой школы, которые пишут в одно издание, этично, используя несколько источников, освещая несколько точек зрения, что называется, классика.
При конвергенции один журналист, по мнению спикера, может заниматься несколькими направлениями одновременно.
— «Это процесс слияния, процесс взаимопроникновения жанров, стилей, работ, занятий и вообще СМИ друг в друга». Если в рамках одного холдинга есть радио, телевидение и газета, то это и есть самый яркий пример конвергенции. В пример Аббас Джума привел холдинг «Комсомольская правда», где он долгое время был сотрудником. В «КП» было телевидение, где каждый час передавали новости, которые транслировались еще одновременно и на радио, что позволяло слушать новости в автомобиле, например. При этом газетчики «КП» начали находить себя в радиостудии. Смысл заключался в том, что тот кто пишет материал, общаясь с очевидцами событий, лучше всех способен провести радиоэфир, где будет использован данный материал. Конечно здесь есть и подводные камни: слова паразиты, стеснение, да и просто тембр голоса иной раз решают эфир не в пользу ведущего, о чем говорят послания слушателей на редакционные мессенджеры, что также является эпизодом конвергенции. Кроме того эфир может одновременно транслироваться в You Tube. Еще пример, когда пишут для сайта и для газеты. Это, по словам спикера, две разные команды, но в рамках одного холдинга. И иной раз, то что написано для интернета, идет в газету, немного перерабатываясь. А газетные материалы по умолчанию идут сразу на сайт.
Есть еще тема «самые популярные материалы» (определяются по количеству комментариев, в число которых входили многие из статей А. Джума), и тогда журналисты перерабатывают это в маленькую заметку, чтобы люди понимали о чем была эта статья, добавляя самые интересные комментарии, и в итоге получается мини материал о материале. А его уже могут далее просмотреть а соцсетях читатели и сделать репосты, поставить лайки и т.д.
— «Самый яркий пример конвергенции это моя работа в Карабахе, когда я поехал туда с одним смартфоном. Он конечно не заменит камеры или профессионального диктофона, которым были напичканы журналисты, ехавшие со мной. Но для тех задач, что обозначила редакция, одного айфона было достаточно. Я на него снимаю и видео и фото, записываю реплики на диктофон, я на нем и монтирую, накладываю закадровый текст, если скачать несколько хороших платных программ, то вполне возможно сделать полноценный репортаж, написать статью, вести при этом соцсети (публиковать анонс), опубликовать статью на портале, поделиться везде ссылками. Вот это и есть многопрофильная работа по всем фронтам: фото, видео, текст, мем и т.п.». Подводя итог сказанному, Аббас Джума подчеркнул, что процессы конвергенции безусловно облегчают во многом жизнь журналистов, но могут и снижать качество работы, если сравнить деятельность современных СМИ и СМИ, например, эпохи знаменитых американских журналистов расследователей газеты «Вашингтон пост» Бернстайна и Вудворда (1970 —е гг., Уотергейтский скандал).
В конце мастер — класса обучающиеся буквально засыпали спикера вопросами. Приведем наиболее, на наш взгляд, интересные из них от обучающихся 4 курса вечернего отделения.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации запустило проект подготовки кадров для государственного управления в сфере науки и высшего образования.
В РУДН завершилась Неделя карьеры, в которой приняли участие 30 ведущих работодателей России из различных секторов экономики — от IT и финансов до строительства и золотодобывающей промышленности. В программе форума — мастер-классы для студентов и выпускников от экспертов крупных российских компаний, открытые лекции и карьерные консультации.
Что делать с проблемой размытых перспектив и страхом сделать неправильный жизненный выбор? Решение дает профориентационная неделя в РУДН.