«Никакого искусственного интеллекта нет. Это банальная математика»: Иван Егоров, программист РУДН
Как компьютерные игры увлекли информатикой, что лучше всего в программировании описывает победу и что такое искусственный интеллект — рассказывает Иван Егоров, магистр программы «Фундаментальная информатика и информационные технологии». Команда Ивана победила в хакатоне «Цифровой прорыв. Искусственный интеллект».
Когда ты понял, что тебе интересна информатика?
Компьютеры и всё, что с ними связано, увлекали меня с детства. Я любил компьютерные игры, но у меня был слабый ноутбук. И каждый раз приходилось как-то его совершенствовать. Например, скачивать определённые файлы и устанавливать их, чтобы очередная игра запустилась. В 8 классе я уже понимал, что буду работать в сфере IT. А когда узнал, что в России не хватает 800 тысяч программистов, ещё больше укрепился в желании идти в эту сферу.
Информатика и программирование звучит сложнее, чем просто апгрейд ноутбука...
Школьного «Паскаля» мало. На первом курсе я столкнулся с тем, что моих знаний недостаточно. Нам давали углублённую информацию, поэтому первые несколько лет я усиленно наверстывал знания. В мир программирования меня погружал мой одногруппник — Сергей. Он рассказал, что есть разные сферы для развития: разработка сайтов, серверов, программного обеспечения. Он, кстати, познакомил меня с нейросетями. Анализ данных и искусственный интеллект — всё это звучало интересно.
Для чего нужен университет?
Чтобы найти близких по духу людей, которые станут частью твоей жизни и профессионального пути. На втором курсе у меня также появился боевой друг-одногруппник Саша. Вместе с ним и Сергеем мы участвовали в соревнованиях по спортивному программированию и в турнирах по нейронным связям. Призовых мест не взяли, но опыта получили много. И вот уже несколько лет работаем с искусственным интеллектом.
Искусственный интеллект пишет картины, музыку, ставит диагнозы. Заменит ли он однажды человека?
Говорят, кто работает на колбасной фабрике, не ест колбасу. И я как человек, который занимается нейросетями и так называемым искусственным интеллектом, скажу: искусственного интеллекта там немного. По сути, это обычная функция, в которой y=x2. Но она большая, и x, и y там тоже в разы больше. Подбирая коэффициенты, мы получаем результат. Никакого искусственного интеллекта нет. Это банальная математика. Она неплохо работает и вряд ли заменит человека в будущем.
Но есть профессии, функционал которых может измениться. Например, дизайнеры. Сейчас благодаря нейросетям по текстовому запросу можно сгенерировать любую картинку. Да, результаты пока не совершенны, но всё движется к тому, что часть задач смогут взять на себя нейросети.
Твоя команда выиграла хакатон по искусственному интеллекту. Что вам предстояло сделать?
Нам дали 5000 фотографий, на которых изображены разные подвиды лебедей. Нужно был создать и обучить нейросеть, которая распознавала бы каждый подвид из предоставленной классификации.
Что самое сложное в создании нейросетей?
Сбор данных, их ещё называют дата-сетами. На хакатоне в качестве дата-сетов были фотографии лебедей. Орнитологи подписывали каждый кадр, указывая, какой подвид птицы изображён на фотографии. Затем мы загружали эти данные и обучали нейросеть, используя конкретные примеры.
То есть недостаточно просто сказать: «Я хочу нейросеть, которая будет различать котиков и собачек»?
Недостаточно. Для начала нужно предоставить примеры, то есть фотографии тех самых котиков и собачек. А для этого нужно найти людей, которые вручную будут делать разметку для нейросети. И это, кстати, большая проблема в развитии искусственного интеллекта.
Ты был капитаном команды. Какими навыками должен обладать лидер?
Капитан должен уметь слушать участников, понимать, что умеют его коллеги, а что — нет. Это поможет правильно распределить работу в команде. Вместе с этим лидер должен понимать, какой результат хотят видеть заказчики и что он должен в себя включать.
Что тебя вдохновляет?
Стартапы, которые выстреливают и становятся известными, получаются буквально из ничего. Всё, что есть у программистов — набор рабочих инструментов и данные, которые легко найти и скачать в интернете. Собрав нужную информацию, можно создать собственный сервис. И каждый день, просыпаясь, я держу в руках ноутбук. Садясь за работу, понимаю: весь мир в моих руках. Что я сегодня придумаю, что я сегодня сделаю — всё это отразится в будущем и, возможно, изменит чью-то жизнь.
Опиши идеальные каникулы...
Сейчас времени на отдых не так много: работаю. Но в прошлом году я впервые побывал заграницей. Песок, тёплое море... Хотел бы снова поехать туда и беззаботно провести на курорте недельку-другую.
Самый любимый язык в программировании?
В университете мы изучали и C++, и Java. Позже я узнал, что в нейросетях по большей части используют Рython. Выучил его и пишу на нём уже четыре года. Если любовь к конкретному языку и можно как-то выразить, то только числом строк кода, написанных за время использования. У меня их сотни тысяч.
Твоя профессиональная мечта...
Поработать с автономными машинами, как Tesla, которая ездит без водителя. Создание беспилотной машины — глобальный проект. Для достижения успеха нужно решить много маленьких подзадач, в которых я вижу себя как специалиста.
Ещё в будущем хотел бы поработать в сфере робототехники. В интернете много видеороликов с бегающими роботами-собаками или человекоподобными роботами, умеющими ходить и делать трюки. Сейчас заказал машинку, которую нужно собрать из схем. Её можно программировать: подключить управление с пульта, установить камеру. Робототехника — задел на будущее.
Что лучше всего в программировании может описать победу?
В нейросетях есть метрики качества в зависимости от того, что просят найти на картинке — котика или собачку. Если котика, то это единичка, а если нейросеть показала собачку, а надо было котика, это ноль. Победа — когда нейросеть показывает котика.
А глобально?
Победа — популярность созданного тобой сервиса и продукта, когда он завоёвывает умы пользователей и вовлекает их в работу твоего творения. Хотел бы создать что-нибудь подобное в будущем.
В хакатоне «Цифровой прорыв. Искусственный интеллект» также участвовали студенты факультета физико-математических и естественных наук: Юлия Колчева, Даниил Генералов, Григорий Матюхин и Кристина Тарутина.
Беседовала Анастасия Журавлёва, студентка филологического факультета («Журналистика», III курс).
Как студенты филологического факультета и инженерной академии РУДН оказались в Санкт-Петербурге? Почему их всех объединяет искусственный интеллект и генеративные медиа? Что они успели создать за 24 часа совместной работы с программистами и биоинженерами?
Дорогие коллеги! Поздравляю вас с Днём преподавателя высшей школы! Спасибо вам за те качественные знания и практический опыт, которые вы передаёте студентам!
Каждый день мы встречаемся с ними в аудитории. На лекциях, семинарах, аттестациях. У них особая миссия — задача со звездами — взрастить новое поколение специалистов. 19 ноября — День преподавателя высшей школы. О первой паре, отношении к шпаргалкам и современных студентах — рассказывает Елена Линькова, профессор кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук, доктор исторических наук.