Студенты РУДН взяли бронзу на хакатоне по ИИ ScienceMedia AI 2024
Как студенты филологического факультета и инженерной академии РУДН оказались в Санкт-Петербурге? Почему их всех объединяет искусственный интеллект и генеративные медиа? Что они успели создать за 24 часа совместной работы с программистами и биоинженерами?
Вернемся на месяц назад
В октябре студенты получили информацию от тьюторов о начале дистанционного отбора на форум и хакатон по искусственному интеллекту.
Ребят, прошедших отбор от РУДН, было 10. Студенты собрали нужные вещи, подготовили документы и настроились покорять Санкт-Петербург.
Тема искусственного интеллекта в журналистике не так широко затрагивается на сегодняшний день, поэтому мысль о том, что узнаю много нового, не покидала меня. Уже во время отборочного этапа я была уверена, что все знания прикладные и нужные. Хотелось облегчить свои постоянные задачи с помощью нейросетей.
Программа хакатона
Первый день ScienceMedia AI в университете ИТМО начался с научно-популярного выступления о фронтирных исследованиях в области ИИ. После участников ждала панельная дискуссия с медиаэкспертами.
Топ-3 интересных факта об искусственном интеллекте:
- Думали термин «искусственный интеллект» новый? А вот и нет, он используется с 1956 г.
- Перед языковой моделью GPT4 были созданы чат-бот ELIZA и программа PARRY, разработанные в формате психотерапевтических диалогов.
- Программа LLM — большая языковая модель, которая теперь понятна не только программистам, но и гуманитариям. Она создана на основе современных технологий машинного обучения. Модель обучена на больших объемах текстовой информации, способна обрабатывать и генерировать текст на понятном языке.
В этот же день участников поделили на команды, в которых они должны были разрабатывать финальный проект — лендинг. Перед тренингом по командообразованию эксперт провел мастер-класс по промт-инжинирингу — учил составлять запросы дня нейросетей.
Участникам 18 команд предстояло распределить между собой роли — лидер, два шейкера (генераторы идей), логик и синтетик (поддерживает творческий процесс, объединяя разные идеи), а также задачи — придумывать идеи, писать тексты, заниматься AI-дизайном, генерировать звуковые дорожки и верстать сайты.
Второй день запомнился мастер-классами, которые участники выбирали согласно своим интересам и задачам внутри команды. Как ни странно, большинству студентов филологического факультета понравились лекции от Татьяны Мелентьевой, эксперта в области научной коммуникации.
Мастер-классы Татьяны Мелентьевой — мои любимые. Она запомнилась еще на онлайн курсе отборочного этапа. На очном этапе мы делали акцент на практические навыки: рассмотрели нейросети для расшифровки видео и аудио материалов, для поиска научных статей, разбирали подходы к сбору фактуры и иерархию доказательности. Узнала очень много лайфхаков для работы с текстом, особенно в научной сфере.
Занятия с текстами — это, конечно, хорошо, но что на счет совершенно новых навыков? Между мастер-классами студенты заглянули на лекцию по AI-дизайну, где эксперт учил составлять промпты-запросы для визуалов, которые будем использовать в проекте и дальнейших работах.
Второй день хакатона закончился практической лекцией. Участников обучали верстке одностраничного сайта и презентациям своих лонгридов. Накануне перед третьим днем, самым ответственным и загруженным, ребята узнали темы, которые будут распределены между командами:
- Медицина
- Навигация
- Лингвистика
- Урбанистика
- Спорт
B команде были экологи, программисты, журналисты. Совсем не важно какая профессия, главное — заинтересованность в результате и желание работать. Мы с ребятами не планировали заниматься кейсами по медицине и урбанистике, но за 15 минут до объявления тем предположили, что хотели бы проект по лингвистике. Повезло!.
24 часа. 18 команд. 7 финалистов
Если вы думаете, что «24 часа» — это художественное выражение, то спешу вас разочаровать. Работали 24/7, спали 1,5 часа, зато сделали крутой проект. В команде было 3 программиста и 1 биотехнолог, а работали над проектом «AI-structure». Биотехнолог занимался технической частью и версткой лендинга, программисты генерировали картинки и видео, анализировали информацию и работали с ChatGPT. Я помогала с подбором изображений и креативными идеями для блоков сайта, но основной задаче стал текст. Быть лидером тяжело, ведь твоя задача не только стать «начальником», но и грамотно объединить всех участников и дойти до стопроцентного решения каждой задачи.
От РУДН участие принимали и только что поступившие первокурсники. Студентки уже стремятся расширить научные интересы, интегрировать технологии в повседневную практику и общаться со старшими коллегами.
Нам досталась тема AI4Health, в работе сосредоточились на Al-нейро, исследуя, как ИИ помогает в изучении мозга и выявлении ментальных особенностей. Рассмотрели, как технологии машинного обучения могут быть использованы для анализа поведения и эмоций персонажей одного из мультфильмов, что может дать новые инсайты в понимание ментальных заболеваний. ИИ помогал в диагностике расстройств. В лонгриде было интервью с экспертом в области психологии и нейробиологии, чтобы подкрепить выводы научными данными. Надеемся, что наш лонгрид не только привлек внимание к проблемам ментального здоровья, но и сделал информацию о них более доступной и понятной для широкой аудитории.
Финальный проект — «ИИ в большом городе»
Среди 7 финалистов хакатона были 4 команды, в числе которых студенты РУДН. Один из проектов вошел в тройку победителей, заняв бронзовое место.
В команде — два журналиста, программист, биоинженер и специалист по туризму. Оперативно распределили роли, и, как лидер, я выслушала мнение каждого, какие задачи он хочет реализовать. В этот раз занималась не привычным написанием текста, а сбором базы данных и аналитикой информации.
В процессе работы создали мультипликационный дизайн, собрали подборку нейронных сетей для архитекторов, опросили жителей Иннополиса и привели статистику по внедрению ИИ в регионы России.
По окончании верстки сайта мы приступили к оформлению презентаций по технической и креативной части. Регламент на первое выступление — 7 минут. Эксперты хвалили нас за грамотный анализ данных, большое количество аргументов и проработку мелочей. По итогам голосования нас пригласили в финал!
На последнем этапе хронометраж выступления продлили до 10 минут, а членов жюри стало в три раза больше. Под сомнение возможную победу поставил тот факт, что ни один из экспертов не задал нам вопрос. Первая мысль: «Хорошо это или плохо?» Отлично, что один из жюри поделился ссылкой на лонгрид с коллегой-архитектором. Специалист сказала, что раньше не знала о таких инструментах и теперь обязательно к ним обратится. Такая обратная связь и прикладное использование продукта — самая ценная награда!
Чтобы точно проверить применимость проекта на практике, обратились к тем, кому это также может пригодиться в жизни, и задали вопрос студентке инженерной академии РУДН: «Как вам наш проект?»
Если вы думали, что архитекторы всё еще ходят с огромными тубусами и строят метровые чертежи, то вы, конечно, правы, но сейчас бывает и по-другому. ИИ помогает анализировать большие массивы данных, моделировать городские схемы и оптимизировать инфраструктуру. Он способствует более устойчивому развитию и вовлечению граждан в процесс планирования. Я просмотрела лонгрид девочек, узнала о новых инструментах, буду использовать их в работе и учебе!
Дорогие коллеги! Поздравляю вас с Днём преподавателя высшей школы! Спасибо вам за те качественные знания и практический опыт, которые вы передаёте студентам!
Каждый день мы встречаемся с ними в аудитории. На лекциях, семинарах, аттестациях. У них особая миссия — задача со звездами — взрастить новое поколение специалистов. 19 ноября — День преподавателя высшей школы. О первой паре, отношении к шпаргалкам и современных студентах — рассказывает Елена Линькова, профессор кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук, доктор исторических наук.
Каждый день мы встречаемся с ними в аудитории. На лекциях, семинарах, аттестациях. У них особая миссия — взрастить новое поколение специалистов. О том, кто увлек миром растений, какой факт о грибах больше всего поражает воображение и в чем заключается главная суперспособность преподавателя — рассказывает Елена Чудинова, доцент агробиотехнологического департамента аграрно-технологического института РУДН, кандидат биологических наук, ведущий научных сотрудник.