«В РУДН я чувствую себя как дома», — Сельби Хаджиева, студентка института мировой экономики и бизнеса РУДН
Почему решила учиться в России?
Я училась по российским образовательным стандартам в совместной туркмено-российской школе имени А.С. Пушкина в Ашхабаде. Мы обучались в контексте двух культур — русской и туркменской — на основе педагогической технологии «Диалог двух культур». Со 2 класса — туркменский язык, с 5 класса — история Туркменистана. А еще были воспитательные мероприятия — мы воспроизводили национально-духовные знаковые даты русского и туркменского народа.
В 11 классе я успешно сдала экзамены, в том числе ЕГЭ, и поступила на бюджет в РУДН по направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика». Меня привлекла интернациональность. Здесь я чувствую себя как дома.
Что для тебя значит твоя будущая профессия?
Это реализация навыков и беспрерывное обучение. Быть экономистом — значит, нести что-то полезное и новое в общество.
Кроме того, базовые знания экономики помогают разобраться в высоких технологиях, инновациях и высококачественных услугах. Они оптимизируют повседневные процессы, и помогают довести их до автоматизма. Например, для структуризации бюджета понадобится Эксель (или Power BI), а нас этому хорошо научили.
Что смотивировало тебя подать заявку на участие в «The Global Investment Banking Valuation Olympiad»?
Я хотела поучаствовать в глобальном международном проекте, перенять опыт других ребят и посмотреть на качество работ студентов университетов за рубежом. Все задания и выступления — на английском языке, нужно было не только прорваться в выполнении заданий, но и правильно преподнести это по-английски. Это был вызов самой себе.
В заключительном этапе олимпиады ваша команда анализировала модель M&A компании EVRAZ. Что это за модель, и для чего она нужна?
Модель M&A (mergers and acquisitions, сделки слияния-поглощания) — это процесс объединения компаний для увеличения капитала и расширения бизнеса. Сделки, которые основаны на данной модели, заключаются ради принципиально новых возможностей для роста компании, а также усиления основного бизнеса и повышения прибыльности компании.
Из анализа нашей модели слияний и поглощений мы сделали вывод, что поглощение аналогичной российской компании «Северсталь» ЕВРАЗом было бы нецелесообразным. Слияние было бы предпочтительнее, так как рыночная капитализация EVRAZ ниже, чем у «Северстали». Это объясняется ценой акций на фондовой бирже. Чтобы анализировать модели слияния-поглощения, нужно понимать основные целей сделки и критерии поиска потенциального объекта сделки.
Как думаешь, что помогло вам войти в число 10 лучших команд мира в олимпиаде?
Мотивация команды. Мы хотели войти в десятку, чтобы полететь в Лондон и соревноваться с лучшими командами мира. Важную роль сыграло и делегирование задач. Каждый из нас старался изо всех сил и внес в работу качественные результаты.
С какими сложностями ты столкнулась во время олимпиады? Чему научилась?
Главная сложность — новизна проекта. Мы с командой не сталкивались с подобными кейсами. Нам пришлось оценивать стоимость компании, проводить глубинный финансовый анализ и изучать множество показателей, чтобы прийти к правильным расчетам и выводам. Нужно было не только решить кейс, но и правильно проанализировать его. Мы научились системности и поступательному обучению.
Как найти / создать единомышленников, чтобы вместе «свернуть горы»?
Важна мотивация и цель каждого из членов команды. А еще наличие самого главного фактора — софт скиллы, которые мы приобретаем во время обучения в университете. Единомышленников стоит искать в одной сфере. Вся моя команда состояла из одногруппников. Нам всем был интересен этот проект, поэтому проблем с эффективностью работы команды не возникало.
Как ты борешься с волнением перед выступлениями?
Помогают план работы, по которому построено выступление. Я чаще всего пользуюсь простым способом: беру листок бумаги и пунктами выписываю от А до Я. Так я вижу задачу в более упрощенно, а главное — выступаю без «воды». С планом точно знаешь, о чем будешь говорить. Еще важно использовать интерактивы, которые могут удержать внимание. Это помогает общему настрою выступления. А еще можно записывать репетиции выступления — я корректирую саму себя, и мозг автоматически воспринимает ситуацию за живую.
Если обернуться назад, как ты перевоплотилась за время обучения в РУДН?
Я научилась брать ответственность, выстраивать правильные коммуникации, преодолевать трудности, учиться всему и сразу. Здесь я повзрослела.
Какое «качество» больше всего ценишь в РУДН?
РУДН — это целый «пул» самых ценных мне качеств. Это дружба, объединение, непрерывное обучение, работа над самим собой, поддержка, а главное — уют.
Если РУДН был бы человеком, что ты ему подарила бы на день рождения?
Это был бы дорогой моему сердцу национальный подарок. Я туркменка, поэтому я подарила бы ковёр-холст с национальными орнаментами и статуэтку «Ахалтекинского коня».
Как студенты филологического факультета и инженерной академии РУДН оказались в Санкт-Петербурге? Почему их всех объединяет искусственный интеллект и генеративные медиа? Что они успели создать за 24 часа совместной работы с программистами и биоинженерами?
Дорогие коллеги! Поздравляю вас с Днём преподавателя высшей школы! Спасибо вам за те качественные знания и практический опыт, которые вы передаёте студентам!
Каждый день мы встречаемся с ними в аудитории. На лекциях, семинарах, аттестациях. У них особая миссия — задача со звездами — взрастить новое поколение специалистов. 19 ноября — День преподавателя высшей школы. О первой паре, отношении к шпаргалкам и современных студентах — рассказывает Елена Линькова, профессор кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук, доктор исторических наук.