Глобализация образования — потенциальная зона социальной напряженности?
Над монографией «Взаимодействие глобального образования и национальных образовательных систем: зона социальной напряженности» работала международная команда исследователей — ученые института иностранных языков РУДН Светлана Шаронова и Наталья Ерохова, а также зарубежные соавторы — Мария А. Олива (Чили) и Марсиа Л. Рейс (Бразилия).
Глобализация и национализация — как они влияют на образование? Авторы исследования задались целью выявить области социальной напряженности. Обычно она возникает в результате столкновения двух потоков усилий: с одной стороны, глобализация высшего образования, а с другой — стремление к сохранению национальных особенностей.
- Действительно ли процесс глобализации вызывает явную социальную напряженность?
- Какими факторами обусловлен конфликт между глобализацией высшего образования и сохранением национальных особенностей систем высшего образования в России?
- Чем обусловлена противоречивая реакция российского общества на Болонскую систему и Проект 5-100?
Старая новая глобализация
Процесс глобализации происходил всегда. И в нем можно выделить несколько этапов.
Первый шаг глобализации — разделение образования на академические предметы, оно затронуло все страны. Второй этап — формирование единой структуры с точки зрения институционализации образовательных учреждений. Третий, современный период, характеризуется приведением к единой форме всех национальных систем образования. Два предыдущих этапа позволяли национальным системам образования сохранять свои культурные особенности, но третий этап не оставляет возможности выхода за четко очерченные границы глобализации. В конечном счете, национальные интересы отходят на второй план.
Без сомнения, у глобализации есть свои плюсы: создание рыночных условий для наиболее эффективного взаимодействия национальных систем образования. Рамки глобализации образования строятся на общих точках национальных систем образования. Именно сходства функционируют как каналы связи. Социальная проблема возникает, когда рамки глобализации становятся строго стандартизированными и не гибкими. В таком случае унификация вызывает определенное давление на национальную систему высшего образования, и появление зон социальной напряженности становится неизбежно.
Апгрейд высшего образования в России?
Современное высшее образование в России претерпело несколько серьезных трансформаций с начала реформ в 1990-е годы и последующим процессом модернизации. К значимым событиям в этой сфере можно отнести принятие принципов Болонской системы образования в 2003 году и Проект 5-100, запуск которого состоялся в 2013 году.
В течение последних 5 лет на фоне стремительной глобализации российского высшего образования все отчетливее проявляется социальная напряженность среди профессоров и преподавателей.
В чем же она заключается? Авторы выделяют несколько причин:
- обеспокоенность низким уровнем качества образования,
- тенденцию создавать больше интеллектуальных продуктов в ущерб их качеству,
- социальную незащищенность,
- непропорциональную оплату труда по сравнению с иностранными специалистами,
- чрезмерную вестернизацию,
- нарушение российских академических традиций.
Социальное напряжение возникает и в экономической области: огромное количество российских научных инноваций внедряется за рубежом, не в национальной или региональной экономике.
Будущие вызовы для университетов
Многие участники Проекта 5-100 добились впечатляющих результатов и поднялись в рейтинге лучших вузов мира QS. Тем не менее российские ученые выражают обеспокоенность проблемами национальной безопасности, связанными с необходимостью их публикации в международных журналах, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus. С одной стороны, в некоторых случаях это может интерпретироваться как государственные секреты, а с другой, стимулировать отток человеческого капитала.
Влияние глобализации на российское высшее образование сказывается на функционировании и структуре университета. Положительные стороны этого процесса, такие как развитие международных связей, заимствование зарубежного опыта и т. д. сталкиваются с социальной напряженностью внутри университетов.
«Стратегическая программа развития российского образования, сформулированная в 1990-е годы, полностью приняла на себя цели Европейского союза. Во всех документах Министерства образования фигурировали формулировки, полностью идентичные целям Болонского процесса. В них прописывалась нацеленность на обеспечение конкурентоспособности стран Евросоюза на глобальном рынке экономики. Но Россия не входила и сейчас не входит в состав этого сообщества. Прошло 30 лет и только сейчас правительство осознало, что надо отстаивать собственные государственные интересы, поэтому в новой Программе стратегического академического лидерства акцент делается на вклад высшей системы образования в национальную и региональную экономику государства», — Светлана Шаронова, одина из авторов исследования.
Справочно
Серия книг «Intercultural Studies in Education» посвящена культурологическому пониманию высшего образования в странах мира. Использование единых методов сбора и анализа позволяет конструировать понятие «культура» на различных уровнях и более глубоко понимать и оценивать те проблемы и задачи, которые стоят в сфере высшего образования внутри стран, между странами и внутри различных групп стран, учитывая культурные традиции и другие отличительные черты.
Около 200 участников из России и 20 стран мира встретились на Всероссийском междисциплинарном научном семинаре с международным участием «Право в медицине. Медицина в праве: точки соприкосновения». Тема — «Счастливое материнство: нерешенные проблемы акушерства, гинекологии и перинатологии».
Почему люди стали уделять внимание гигиене? Зачем появилась диспансеризация? Кто сделал медицинскую помощь общедоступной и бесплатной? Все эти вопросы напрямую связаны с Николаем Семашко, выдающимся руководителем здравоохранения, создателем отделения санитарного просвещения, педагогом, врачом и ученым в области социальной гигиены.
В 2024 году в РУДН стартовал прием заявок на новую ежегодную премию за научные достижения в области химии. Награда учреждена для признания вклада в фундаментальные и прикладные исследования, а также заслуг в достижении Целей устойчивого развития ООН.