Лактобациллы, ботаника и биоразнообразие… Лучший выпускник-эколог Андрей Нестеров о работе в лаборатории, почвоведении и любви к географии
Зачем экологу рисование, что думали друзья об экологии и что вдохновило уйти в молекулярную биологию — рассказывает Андрей Нестеров, лучший выпускник на «Экологии и природопользовании».
Кем хотел быть в детстве?
Военным летчиком. Я родом из маленького военного городка в Астраханской области, и с детства меня всегда окружали люди в форме. Профессия пилота ассоциировалась с возможностью улететь куда угодно, ведь в небе у него максимальная свобода.
В голову строка из песни приходит: «Я свободен, словно птица в небесах...»
Я так и думал. Но в старших классах меня заинтересовала география. Я мог часами изучать страны, особенности строения Земли, ходил на олимпиады. И экология была логичным продолжением моей любви к географии.
Сейчас все только и говорят про экологию и проблемы с окружающей средой. А чем занимаются экологи?
Экологи изучают куда более широкий круг вопросов, чем принято считать. Я помню, как рассказал друзьям о том, что буду экологом. И первое, что мне ответили: «Это те, кто в парке ходит и убирает мусор?» На самом деле, экология — про все, что касается окружающей среды. Например, есть направление — экология человека. Она изучает факторы внешней среды — природной, антропогенной, социальной — и то, как они влияют на наше здоровье. Экология человека — дисциплина на стыке экологии и медицины, потому что окружающая среда очень сильно влияет на наш организм.
А для тебя, как для эколога, что важно?
Сохранение биоразнообразия. Чем выше разнообразие видов, тем устойчивее экосистема. Биоразнообразие на самом фундаментальном уровне — это большая коллекция генов различных организмов и микроорганизмов. Благодаря последним можно создавать новые лекарства. Микроорганизмы активно участвуют в нашей жизни, и потеря каких-то видов может привести к нарушению привычных процессов.
Как микроорганизмы помогают людям?
Например, при очистке сточных вод или на полигонах отходов, где бактерии перерабатывают органику. Сейчас ученые изучают бактерии, которые могут разрушать пластик! А пластик — один из самых опасных и трудно перерабатываемых видов отходов на планете.
Ты работаешь в Институте общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН. Как пришел в лабораторию?
Благодаря Валентине Сергеевне Орловой, моей научной руководительнице. На II курсе она вела у нас «Основы биохимии». И очень интересно преподносила информацию! Никогда еще неизвестный мне мир белков, ферментов, биологических процессов в организме и в клетке не был таким неизведанным и таинственным! Уже тогда Валентина Сергеевна предлагала участвовать в ее исследовании по 4G и 5G излучениям. Но мне показалась тема неинтересной.
По логике жанра потом твое решение должно было измениться...
Видимо, нужно было повзрослеть и набраться опыта. На III курсе, когда нужно было выбирать место для производственной практики и тему ВКР, Валентина Сергеевна вновь предложила несколько вариантов. И я согласился. Одни ребята изучали водоросли, другие проверяли влияние микропластика на мышей. Меня же отправили в Институт, где я работаю с микроорганизмами.
Чем занимаешься в лаборатории?
Работаю с лактобациллами. Многие виды лактобактерий известны как пробиотики, т.е. микроорганизмы, которые в определенных количествах могут приносить пользу человеку. Наш же штамм проявляет высокие антиоксидантные свойства. В планах лаборатории в будущем попытаться создать на его основе препарат для борьбы с оксидативным стрессом.
Ради каких предметов снова готов стать первокурсником?
Ради зоологии и ботаники. Это предметы, на которых я научился рисовать. Мы делали очень много зарисовок растений и животных, ходили по музеям, оранжереям. А еще вернулся бы на пары по почвоведению. Их у нас вел Виктор Юрьевич Березкин. Очень харизматичный и классный преподаватель, профессионал своего дела!
Какая практика была самой запоминающейся?
Учебная практика после II курса. Мы три недели ходили на экскурсии по разным предприятиям и музеям и практиковались в Институте географии РАН. Например, вместе с учеными и преподавателями изучали экосистемы в парке «Сокольники». Описывали состояние растительности, делали геоботанические описания.
Ты 3 года был председателем комиссии по работе с иностранными студентами. Что запомнилось больше всего?
Помню, как на III курсе в РУДН приехали студенты из Индонезии, которые говорили только по-английски. Я в первые дни помогал им с адаптацией. Например, вместе с активистами заселяли студентов в общежитие, проводили экскурсию по кампусу, показывали, где магазины, кафе. И сложность заключалась в том, что ребята понимали только английский. А я с соседями по общежитию и иностранными студентами привык говорить на смеси английского и русского. И первое время я следил, что и как говорю, пытался удержать в голове все слова. Но в какой-то момент общения перестал себя контролировать. Мы — студенты, спокойно общались, шутили, обсуждали музыку, спорт, учебу. Мы подружились, и с некоторыми ребятами я общаюсь до сих пор.
Какой совет ты хотел бы услышать на I курсе, но не услышал...
Не бойся делать то, что тебе интересно. Не бойся где-то быть первым. Не бойся оставаться один, потому что только ты в ответе за свою жизнь и свое будущее.
Беседовала Анастасия Журавлева, студентка филологического факультета («Журналистика», IV курс).
Опыт строительства в детстве, самодельная «теплица» в офисе и призовое место в Международном строительном чемпионате – рассказывает Александр Канухин, лучший выпускник Инженерной Академии, направления «Строительство».
Чем привлекает Северный полюс, за что любит испанский язык и что может быть важнее карьеры — рассказывает Роман Давыденко, лучший выпускник факультета гуманитарных и социальных наук РУДН по направлению «Международные отношения».
Что взять с собой, отправляясь в геологическую экспедицию, о чём думает во время заплыва и с каким камнем ассоциируется РУДН — рассказывает Гузель Махмутова, лучшая выпускница инженерной академии по направлению «Прикладная геология».