«Оступилась — встала, отряхнулась, подняла голову и пошла дальше», — Дарья Варкалист, психолог-педагог, детский тренер, выпускница РУДН

«Оступилась — встала, отряхнулась, подняла голову и пошла дальше», — Дарья Варкалист, психолог-педагог, детский тренер, выпускница РУДН

О том, как школьная мечта превратилась в достижение и как дети могут открыть глаза на простые вещи — Дарья Варкалист, выпускница института иностранных языков РУДН, развенчивает стереотипы о преподавании и показывает, как работать с риском.

Многие мечтают стать журналистами или врачами. А ты пошла учиться на педагога-психолога. Почему?

В детстве я наблюдала, как мама читала книги по психологии — изучала теорию, применяла ее на практике. В школе мне нравилось в кабинете психолога. Там я решала тесты, рассматривала схемы и таблицы — все было красочно и интересно, хоть и непонятно. Больше всего мне был важен результат беседы психолога с людьми. Я видела, как специалист помогает обрести пациентам ощущение легкости — они улыбаются, благодарят, радуются тому, что им не пришлось в одиночку справляться со своей проблемой. Я решила: когда вырасту, обязательно разберусь с интересными схемами, а потом буду помогать людям в сложных ситуациях.

Ты — хореограф, спортсмен, уже работаешь с детьми. С какими сложными ситуациями сталкивалась?

Я жила в Ташкенте и была в самом начале своего педагогического пути — мне было 15 лет. Преподавала детям танцы. В один день, отрабатывая постановку, увидела, что одна из девочек просто стоит и ничего не делает. Остановила музыку и спросила, в чем дело. Она молча посмотрела на меня. Я повторила вопрос, но в ответ девочка расплакалась, выбежала из зала, громко хлопнув дверью. Я пригласила ее маму, и мы вместе поговорили. Ребенок ответила маме: «Мне вообще не нужны эти танцы. И сюда я хожу, только потому что ты меня записала. Больше я не приду». Очень хорошо себя помню в тот момент — сама стояла столбом, не понимая, что же произошло. Я винила себя в чрезмерной строгости по отношению к тем, кому преподавала. ... Буквально через день девочка вернулась, извинилась и продолжила танцевать. Позже она призналась, что устала в школе и не хотела на тренировку.

Этот случай научил меня тому, что в любом возрасте бывают неудачные дни и нужно относиться к этому проще — давать человеку перезагрузку, сделать вдох-выдох и начать заново. Это важно каждому — и взрослому, и ребенку. Сейчас, в Москве, я преподаю детям художественную гимнастику. И у нас с ребятами заведено одно правило — после соревнований я предлагаю каждому ребенку отгул — восстановиться, чтобы продолжить дальше путь к своей мечте.

На какие темы любишь общаться с детьми? А со взрослыми?

С детьми люблю разговаривать об их страхах и таком чувстве, как «уверенность». Для спортсменов отсутствие страха, стабильность и уверенность — залог высокого результата. Со взрослыми нравится говорить об отношениях и семье — какой, по их мнению, должна быть идеальная семья; как выстроить гармоничные отношения.

В РУДН ты много работала — была старостой, возглавляла спортивную комиссию ИИЯ. Зачем тебе это надо было?

Мне нравится быть полезной. Я готова сделать все, что зависит от меня, чтобы помочь человеку и ответить на его вопрос. Убеждена, что спорт нужно продвигать в массы, ведь чем больше людей занимается спортом, тем меньше негативных мыслей в голове!

Ты еще и исследователь, ученый. Есть первые успехи — например, победа в конкурсе «По страницам курсовой», диплом за лучшую выпускную работу. К каким открытиям ты уже пришла?

В период пандемии я была куратором первокурсников и начала изучать групповую сплоченность. Было интересно посмотреть, как у ребят получится установить контакт между собой без очного общения — только в MS Teams, Zoom и мессенджерах. Результаты были вполне ожидаемы — у студентов первого курса во время пандемии уровень групповой сплоченности оказался ниже, чем у ребят третьего года обучения. Но, что удивило меня, так это то, что первокурсники в дистанционном формате смогли выстроить хорошие отношения между собой и разошлись в результатах с третьекурсниками всего лишь на 3%.

А выпускную работу мы посвятили изучению психологической устойчивости и готовностью к рискам на предприятиях с повышенной опасностью. Мы провели исследование на базе аэропорта Домодедово. В нем приняло участие 100 сотрудников из сферы гражданской авиации, чья работа связана с рисками. Их психологическая устойчивость, а также обучение работе в сложных и даже критичных ситуациях — это залог безопасности многих людей. Поэтому важен и регулярный психологический мониторинг, и качественная работа над формированием устойчивости и готовности к рискам.

Каким достижением особенно гордишься?

Горжусь тем, что закончила бакалавриат с красным дипломом, поскольку я была отличницей и когда училась в школе, и когда заканчивала лицей. Испытываю чувство гордости за то, что самый важный этап в моей жизни завершился отлично.

В какие вузы ты поступала и почему решила учиться в РУДН?

Четыре года назад я подавала документы в Ташкенте в филиал МГУ — хотела учиться ближе к дому и к родным, но когда объявили, что можно попробовать поступить в вузы России на бюджет, я подала заявку и через 2 недели поехала на экзамены. Прошла в 6 университетов, среди которых — РУДН, ВГУ, МГПУ, БФУ. Родители приняли решение отправить меня в Москву, в РУДН.

Сначала было страшно, потом тоскливо, но сейчас, оглядываясь назад, я благодарю родителей за настойчивость в вопросе о переезде в Россию.

Первое, что привлекло в РУДН — огромная территория и количество студентов из разных стран, ведь это невероятная возможность каждый день быть на шаг ближе к какой-либо культуре. Ни капли не пожалела, что выбрала РУДН.

Какой совет, который ты давала как педагог, ты хотела бы сама получить в школе, в университете?

Нет предела совершенству. Только вперед! Ты сильная, смелая и уверенная в себе. Оступилась — встала, отряхнулась, подняла голову и пошла дальше.

Какую книгу или книги рекомендуешь прочитать каждому?

Из зарубежной прозы порекомендую книги Пауло Коэльо, а особенно — «Алхимик» и «Победитель остается один». С удовольствием бы перечитала их еще раз.

Для меня, как для психолога, книги Коэльо несут в себе профессиональный подтекст. В «Алхимике» главный герой ищет сокровища, которые являются смыслом всей его жизни, как итог — находит их. Сам автор не двояко поясняет, что трофеем по окончании поисков становятся: самоактуализация и самосовершенствование.

В произведении «Победитель остается один» автор анализирует жизни персонажей, принадлежащих к высшему классу, и наблюдает писатель за героями в один день, но в разное время. Интересным в произведении можно назвать то, что люди не знакомы между собой, но за короткий промежуток времени их судьбы переплетаются друг с другом. Роман заставляет подумать и поразмышлять о жизни и о людях, которые встречаются нам на пути.

Как звучит твой девиз по жизни?

Ты можешь все. Для тебя в этом мире нет ничего невозможного.

Общалась Дарья Лысенко

20211015_162008.jpg

img_20220702_222253_013.jpg

Новости
Все новости
Выпускники
4 сентября
«Видел трактор – хотел стать трактористом, видел самолёт – хотел проектировать самолёты. Но строительная отрасль тянула меня совершенно иным образом», - Александр Канухин, лучший выпускник инженерной академии

Опыт строительства в детстве, самодельная «теплица» в офисе и призовое место в Международном строительном чемпионате – рассказывает Александр Канухин, лучший выпускник Инженерной Академии, направления «Строительство».

Выпускники
14 августа
«Быть дипломатом нужно не только на работе, но и в семье», – Роман Давыденко, лучший выпускник-международник РУДН

Чем привлекает Северный полюс, за что любит испанский язык и что может быть важнее карьеры — рассказывает Роман Давыденко, лучший выпускник факультета гуманитарных и социальных наук РУДН по направлению «Международные отношения».

Выпускники
26 июля
«У нас были маршруты в горах, карьерах и в лесах. На практике в Миассе мы познакомились с огромным разнообразием минералов», – Гузель Махмутова, лучшая выпускница-геолог РУДН

Что взять с собой, отправляясь в геологическую экспедицию, о чём думает во время заплыва и с каким камнем ассоциируется РУДН — рассказывает Гузель Махмутова, лучшая выпускница инженерной академии по направлению «Прикладная геология».