«Танзания — это мирная страна», — Бернард Рутери, выпускник ИГБиТ РУДН из Танзании
Сколько лет ты работаешь гидом в родной Танзании?
5 лет. Я устроился экскурсоводом сразу после того, как вернулся в Танзанию из России. Интересно, что мой начальник нашел меня, ну или я его, в Москве. В то время я учился на последнем курсе ИГБиТ и решил сходить на международную выставку туризма. Я знал, что там будут представители туристического бизнеса Танзании и хотел пообщаться с ними лично. Мне удалось поговорить с руководителем туристического агентства, и он предложил работу после окончания университета. Я, конечно, согласился. Сейчас я русскоговорящий гид, но веду экскурсии и на английском языке.
Пять лет мы работаем вместе, но я понимаю, что нужно расти дальше. Я начал копить на открытие своей туристической фирмы.
Бернард, а почему туризм?
В школе я хотел пойти по стопам отца и стать врачом. Все изменилось, когда переехал в Занзибар. Родители остались на материке и большую часть времени я проводил со своим дядей. В то время он уже работал экскурсоводом и водил группы туристов по национальным паркам, показывал лучшие пляжи, возил на материк для сафари... Среди его туристов были преимущественно итальянцы и американцы. Я видел это и именно тогда решил, что хочу открыть Занзибар всему миру, показать остров таким, каким знаю его я и мои близкие. Занзибар, к слову, на 100 процентов зависит от туристов.
Открывать свое дело — это всегда риск. Не боишься? Почему принял такое решение?
Еще в РУДН я начал изучать туристический бизнес в Танзании, именно с позиции бизнесмена. Я написал диплом «Как Танзания может продвигать туризм» и загорелся идеей открыть свое дело. Могу сказать точно, что туры моей фирмы будут популярными. Я всегда учитываю личные пожелания клиентов, мы ходим с ними по тем тропам, о которых знают только местные жители, вблизи наблюдаем за африканскими животными, лучше меня старый город — Стоун Таун — не знает никто.
За 5 лет какая экскурсия запомнилась больше всего?
Это моя первая экскурсия по старому городу — Стоун Тауну. Территория небольшая, но там легко заблудиться, если не знаешь ориентиров. Так оно и произошло. Группа туристов из ЮАР хотела пройтись по магазинам и уговорила меня свернуть с маршрута. В итоге мы искали выход к нашему автобусу несколько часов. И все бы ничего, если бы не рейс на самолет. С экскурсии мы ехали прямо в аэропорт на бешеной скорости. После этого мне, конечно, досталось от начальства. Но благодаря ситуации я выучил все улицы старого города, гулял там каждый день. А с этими туристами мы все еще общаемся, с улыбкой вспоминаем историю.
После такого не возникло желание сменить профессию?
Тогда я дал себе обещание, что стану лучшим. Я изучал этот маршрут каждый день. Мой брат сказал мне: «Чтобы расти, нужно каждый день учиться новому». С того времени не было ни дня, чтобы я не открывал что-то новое для себя. Сейчас я знаю абсолютно все дороги в городе. Вожу экскурсионные группы туристов из ЮАР, Америки, Италии, Германии, в этом году много туристов из России.
Для многих россиян Танзания как туристическое направление стало открытием только в 2020 году. Почему мы так мало о ней знали?
Знаете, хорошо, что 2020 год открыл России это направление. Приехать в Танзанию стоит хотя бы ради сафари, чтобы понаблюдать из джипа за африканскими животными в национальных парках и заповедниках
Многие боятся — и зря. Танзания — это мирная страна, мы ни с кем не воюем. У нас нет болезней — нет ни мухи це-це, ни малярии. Наши местные жители хорошо относятся к туристам. Мы постоянно повторяем: «Акуна-матата». Может, я вас огорчу, но это не мультик — это фраза, которую мы тут, в Занзибаре, часто повторяем, она означает «нет проблем». Поэтому не бойтесь — приезжайте.
А бывают случаи, что не всегда понимаешь русских туристов?
Бывает. Вот недавно девушка говорит: «А можно тут окунуться?». Я долго не мог понять значение слова «окунуться». В такие моменты вспоминаю, как говорила нам наша преподавательница: «Ну-ка, ну-ка, ну-ка». Вот и я говорю своим туристам «Ну-ка, ну-ка, ну-ка», что означат повтори, переформулируй. Кстати, очень сложно понять московский туристов, у них какой-то свой особенный диалект.
В обычной жизни ты много путешествуешь?
В Африке, к сожалению, не развита практика куда-то выезжать за пределы своей страны. Но я стараюсь брать своих друзей, приятелей и кататься хотя бы по соседним странам. Мы были в Кении, Уганде, недавно вернулись из ЮАР. Когда учился в России, ездил в Тулу, три дня провел в Санкт-Петербурге.
А нет желания сейчас доехать до России? Увидеться со своими университетскими приятелями, например?
Пока есть работа — надо зарабатывать. Я коплю на мечту.
Конечно я скучаю по России, по моим друзьям, с которыми вместе играли в футбол на поле РУДН. По вечерам мы с приятелями собирались в кафе «Мираж» на территории студенческого городка. Очень часто вспоминаю своего соседа по общежитию Диму. У нас сохранились хорошие отношения. Студенчество — прекрасное время! Сейчас очень не хватает этой беззаботности и атмосферы РУДН.
Знаете, Танзания — это огромный мир, где намешано арабское, африканское и европейское наследие. Этим она мне очень напоминает РУДН. (смеётся) А вот российский город Тула мне напомнил Занзибар — там было так же тихо, спокойно, уютно...
А свой первый день в РУДН помнишь?
Я тогда так замерз, что не забуду никогда. Я приехал в конце ноября, в Москве уже лежал снег. Тогда я думал, что купил теплую одежду, но ошибся... Мне повезло, что мой дядя был в Москве — он отдал мне свою куртку, нормальную для русской зимы.
Какая главная мечта будущего владельца турагентства?
Я хочу создать тур для студентов ИГБиТ, чтобы они посетили Танзанию, увидели, как выглядит Африка. Со мной учились очень много ребят, которые горят идеями и готовы их реализовывать. Но не все из них, к сожалению, имеют возможность путешествовать. Я предложил бы таким ребятам самые низкие цены и самые познавательные экскурсии.
Опыт строительства в детстве, самодельная «теплица» в офисе и призовое место в Международном строительном чемпионате – рассказывает Александр Канухин, лучший выпускник Инженерной Академии, направления «Строительство».
Чем привлекает Северный полюс, за что любит испанский язык и что может быть важнее карьеры — рассказывает Роман Давыденко, лучший выпускник факультета гуманитарных и социальных наук РУДН по направлению «Международные отношения».
Что взять с собой, отправляясь в геологическую экспедицию, о чём думает во время заплыва и с каким камнем ассоциируется РУДН — рассказывает Гузель Махмутова, лучшая выпускница инженерной академии по направлению «Прикладная геология».