«Виктора Пелевина читают в Китае — в его произведениях много китайских элементов, которые могут найти отклик», — Тянь Ян (Китай)
В русской литературе Виктора Пелевина боготворят и ругают одновременно. Ян, ты изучаешь этого автора и его произведение. Как появилась идея этого выбора?
О романе я услышала от научного руководителя на парах. Прочитала, вдохновилась и решила взять для выпускной квалификационной работы. Никто не рассматривал «Generation П» с точки зрения теории нового историзма. Произведение показывает читателю общество XX века. СССР распался — дальше нужно было что-то делать. Автор обнажил моральные ценности граждан, дал почувствовать их панику, страх, пустоту. Для меня удивительно, как удачно сработала текстуальность в новых условиях, которые создал Виктор Пелевин. Сколько ещё границ одной истории можно открыть? Очень много — в этом мой интерес.
На каком языке читала роман — на китайском? Как воспринимают Виктора Пелевина в Китае?
Я прочитала роман на китайском и на русском. Я поняла трудные смыслы автора только из русской версии текста. Если не знать русскую культуру и историю — трудно догадаться.
Виктора Пелевина читают в Китае, потому что в произведениях много китайских элементов, которые могут найти отклик.
Что в романе интересно тебе как эксперту?
Я изучаю теорию нового историзма на материале этого романа. Это пример, когда автор учитывает действительные исторические события, которые становятся частью вымышленной истории. Читателю интересно, а было ли это на самом деле? Авторская реконструкция реальности не обязательно должна терять историю полностью. Наоборот, у читателя возникает в голове: «Хм, где-то я уже это слышал».
Критики скептически относятся к новым методам и приёмам. Расскажи, о теории нового историзма и чем полезна для литературоведения?
Теория нового историзма доказывает, что в тексте есть и воображение, и история. Через интертекстуальную связь истории и литературы можно восстановить время и эпоху, увидеть моральные ценности и эмоциональные травмы людей. Американский литературовед Стивен Гринблатт в 1980-х годах предложил понятие новых истористов — экспертов, которые доказывают, что не всегда история в литературе происходила на самом деле. Новые истористы стремятся избежать мейнстрима, инакомыслия и подмены ценностей.
Какие произведения возьмёшь в следующий раз?
«Жизнь насекомых» или «Чапаев и пустота» — они есть на китайском языке. Ещё я хотела бы попробовать сочетать теорию нового историзма с другими постмодернистскими историческими теориями о связи литературы и истории, например, Мишеля Фуко или Линды Хатчеон. Я не хочу останавливаться.
Беседовала Валерия Кряжева
Опыт строительства в детстве, самодельная «теплица» в офисе и призовое место в Международном строительном чемпионате – рассказывает Александр Канухин, лучший выпускник Инженерной Академии, направления «Строительство».
Чем привлекает Северный полюс, за что любит испанский язык и что может быть важнее карьеры — рассказывает Роман Давыденко, лучший выпускник факультета гуманитарных и социальных наук РУДН по направлению «Международные отношения».
Что взять с собой, отправляясь в геологическую экспедицию, о чём думает во время заплыва и с каким камнем ассоциируется РУДН — рассказывает Гузель Махмутова, лучшая выпускница инженерной академии по направлению «Прикладная геология».