Студент из РУДН создает аналог прибора для анализа ДНК
Какую информацию твои гены говорят о спортивных способностях? Как узнать, что купленные помидоры не содержат ГМО? Технология, которая может ответить на эти вопросы, существует уже более 20 лет. Но традиционные приборы стоят несколько тысяч долларов, поэтому они остаются недоступны для студентов, биохакеров и людей в странах, где такие технологии не развиты. Возникает потребность в приборе, открытом и понятном для всех, который может собрать и разобрать любой.
Андрей Косинец, студент Медицинского института РУДН решил самостоятельно сделать доступный прибор для генетических анализов и говорит, что это гораздо проще, чем можно себе представить.
Работа над проектом началась, когда преподаватель кафедры биологии РУДН, объясняя тему, показала студентам промышленный амплификатор — прибор небольшого размера, необходимый для анализа генов, диагностики заболеваний и установления отцовства. Для всего этого нужно обнаружить уникальный участок ДНК, в котором содержится инфекция или нужная генетическая информация. Обычно такой участок очень маленького размера, его трудно исследовать. Поэтому эта часть ДНК многократно копируется при помощи специальных ферментов (происходит амплификация). Этот процесс называется полимеразной цепной реакцией. Операция происходит при переменном нагреве и охлаждении, для чего и нужен амплификатор. В итоге получается несколько миллиардов абсолютно точных копий одной и той же ДНК, после этого специалисты могут интерпретировать полученные результаты и выявить инфекцию или сравнить ДНК ребенка и отца.
Андрей был удивлен высокой стоимостью этого устройства и решил попробовать собрать что-то похожее самостоятельно. Конечная цель — разработка технологий, позволяющих удешевить производство амплификаторов. Андрея поддерживают Аграрно-технологический и Медицинский институты РУДН, Центр молодежного инновационного творчества «Академия» в Москве и студенты других университетов.
Для создания прибора необходимы разные электронные детали: платы, провода, блоки питания. Электронные компоненты ребята покупали в специализированных магазинах, а несколько печатных плат разработали сами. Сначала они проектировали корпус устройства на компьютере, затем печатали его на 3D принтере и собирали все детали прибора. Последний этап конструирования амплификатора — написание программы для компьютера и прошивки для устройства.
Андрей отмечает: «Могу сказать, что это намного проще, чем кажется — человек может научиться разрабатывать печатные платы и электронные устройства за 2 — 3 месяца».
Начать использовать прибор Андрей планирует с открытых площадок — там, где каждый сможет увидеть чертежи и схемы прибора, узнать о необходимых элементах и собрать подобную вещь самостоятельно или приобрести по доступной цене. «Я был бы счастлив повторить успех другого проекта — сотни людей поддержали конструирование амлификатора для открытой площадки в США».
Стань сое другом
Что делать, если у моего крокодила насморк?
Студент 4 курса аграрно-технологического института РУДН Александр Еланский исследовал микроорганизмы (грибы и бактерии), живущие в загрязненных нефтепродуктах. Отобранные активные штаммы таких микроорганизмов, способные разрушать нефть и продукты ее переработки, можно использовать как для ремедиации загрязненных нефтепродуктами территорий, так и для ускорения утилизации отработанных маслосодержащих технических жидкостей.