Лингводидактические вопросы языкознания
В 14:00 по московскому времени
В институте иностранных языков РУДН на кафедре теории и практики иностранных языков состоится очередное заседание научно-методического семинара «Лингводидактические вопросы языкознания». Тема:"Проблема обозначения людей с серьёзными заболеваниями: дифференцированные эвфемизмы"
Спикер:
- Иван Самохин — кандидат филологических наук, доцент; высокоцитируемый молодой ученый, автор свыше 90 научных и научно-методических трудов. Индекс Хирша РИНЦ — 9, Скопус — 4.
В докладе будут рассмотрены общие эвфемизмы, используемые для номинации людей, страдающих тяжёлыми заболеваниями и физическими дефектами. Дифференцированные эвфемизмы учитывают социальный контекст («пациент с инвалидностью», «учащийся с особыми потребностями») или подчеркивают наличие определенного заболевания («человек с аутизмом», «слабовидящий человек»). Замене, соответственно, подвергается существительное «инвалид» или одно из множества слов с более узким значением, постепенно вытесняемых из публичного дискурса: «аутист», «слепой», «колясочник» и т. д. Эвфемизмы, состоящие из приставки «пара-» и названия профессии («парадизайнер», «параюрист»), могут вызвать отрицательную реакцию: в русском языке уже используются слова, в которых данный префикс указывает на относительно невысокую квалификацию («парапрофессионал», «паратехник») или сомнительный статус («парапсихолог», «парафизик»). Большинство конструкций, связанных с конкретными нарушениями, напротив, заслуживает положительной оценки, поскольку они являются и более уважительными, и более точными (ср.: «даун» и «человек с синдромом Дауна»). Ряд лексем, заменяющих некорректную лексику, отнесён к группе эксолизмов (от греческого глагола со значением «украшать», «приукрашивать»). Так обозначены эвфемизмы, имеющие выраженную положительную окраску («солнечные дети», «дети-ангелы»).
Рабочий язык: русский.