Экспертная дискуссия в формате ситуационного анализа «Международный транспортный коридор «Север – Юг»
В 17:00 по московскому времени
В РУДН пройдет экспертная дискуссия в формате ситуационного анализа «Международный транспортный коридор «Север — Юг».
Международный транспортный коридор «Север — Юг» представляет собой ключевой элемент глобальной транспортной инфраструктуры, обеспечивающий экспортно-импортные перевозки России в сообщении с Ираном и далее транзитом с Индией и странами Персидского залива и Южной Азии. Данный коридор способствует интеграции России в мировую экономику, улучшает доступ к новым рынкам и повышает эффективность наземных грузоперевозок
Цель и задачи мероприятия:
- определить ключевые проблемы и вызовы, стоящие перед МТК «Север-Юг»;
- выявить возможности и угрозы, связанные с геополитическими изменениями и экономическими кризисами, которые могут повлиять на стабильность функционирования коридора;
- оценить возможные инновационные технологии, которые могут быть внедрены в инфраструктуру коридора, включая системы управления перевозками, интеллектуальные транспортные системы и экологически чистые технологии;
- разработать рекомендации для существующих инфраструктурных проектов, которые могут способствовать развитию коридора, включая порты, железные дороги и автотрассы.
Участники:
- эксперты Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН;
- эксперты российских научно-исследовательских центров;
- представители профильных ФОИВов (Министерство иностранных дел РФ, Министерство транспорта РФ и др.).
Справочно
МТК «Север-Юг» включает несколько маршрутов с использованием железнодорожного транспорта:
- Восточная ветвь коридора — прямое железнодорожное сообщение Россия — Казахстан — Туркменистан — Иран с выходом на железнодорожную сеть Ирана через ЖДПП Акяйла (Туркменистан) — Инче-Бурун (Иран) или Сарахс.
- Западная ветвь коридора — прямое железнодорожное сообщение Россия — ЖДПП Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) с последующей перегрузкой на автомобильный транспорт для перевозки по территории Ирана.
- Транскаспийский маршрут — мультимодальный маршрут с использованием российских портов РФ (Астрахань, Оля, Махачкала) и портов Ирана в Каспийском бассейне.
Востребованность данного транспортного коридора усиливается в контексте глобальных экономических изменений, в том числе, санкционной политики против России и Ирана. Участие таких государств, как Россия, Иран и Индия, в реализации проекта подтверждает многосторонний характер инициативы. Примером успешной реализации данной инициативы является увеличение объемов грузоперевозок между Ираном и Россией, что, в свою очередь, привело к перекрестным инвестициям и развитию местных инфраструктур.
Сегодня, в регионах, где предполагается прохождение транспортных маршрутов, активно развиваются проекты по улучшению инфраструктуры — как дорожной, так и портовой. Это создает предпосылки для повышения уровня безопасности как на уровне отдельного государства, так и в рамках более широких региональных инициатив.
С точки зрения международных отношений, коридор способствует не только укреплению экономических связей, но и формированию политического диалога между государствами. Участие сразу нескольких стран в проекте позволяет рассматривать его как платформу для обсуждения актуальных проблем, таких как борьба с терроризмом, противодействие международной преступности и поддержка стабильности в регионе. В этом контексте можно выделить положительный опыт сотрудничества между Ираном и Россией, которое демонстрирует, как экономические интересы могут быть дополнены политическими механизмами взаимного доверия.
Таким образом, международный транспортный коридор «Север — Юг» представляет собой значимый объект для экспертной дискуссии, так как его реализация способствует активизации политического диалога, направленного на решение комплексных задач в области безопасности и устойчивого развития.