Йога, фермерство и эксперименты… Лучшая выпускница-агроном Эльвира Гайсина о работе в лаборатории, науке и огороде
Зачем агроному итальянский, почему отрицательный результат — это хорошо — рассказывает Эльвира Гайсина, лучшая выпускница на «Агрономии».
Когда поняла, что хочешь стать агрономом?
Когда в школе появились уроки химии и биологии, я решила стать фармацевтом. Но в душе как человек, который вырос на «Гарри Потере», я всегда хотела создавать что-то сама. Первое, что пришло в голову, когда узнала об агрономии: «Это какая-то магия из Хогвартса!» Сначала интересовали декоративные растения: мечтала создать свой сорт цветка. Но позже увлекли совершенно другие научные темы. РУДН выбрала, потому что здесь училась моя мама. Она также закончила аграрно-технологический институт по направлению «Зоотехния».
А кто-то из близких работал в этой сфере?
Мой прадедушка Владимир всю жизнь занимался садоводством. В подмосковном Ногинске, где он жил, и сейчас растут посаженные им яблони. Люди до сих пор вспоминают, как он ухаживал за ними: например, делал прививки. Ещё у бабушки с дедушкой есть сад, где растут деревья прадедушки. После того, как начала заниматься агрономией, у нас с бабушкой вечное противостояние: она хочет сад, я — огород.
Кто в итоге побеждает?
Отвечу, как дипломат. Огород у меня есть. Выращиваю на нём кукурузу, чеснок, огурцы, томаты. В этом году посадила лук-порей.
Тебя тянет к земле. Не думала стать фермером?
Работа в лаборатории мне ближе. Хозяйства работают с готовыми решениями, но условия среды — климатические, производственные — всегда меняются. И нужно искать новые методы обработки почвы, схемы посадки. А это про лабораторию.
В то же время агрономия —высокотехнологичная отрасль, и даже в работе фермеров много цифровизации. Например, в конце второго курса была практика. Мы выезжали за город, где нам рассказывали, как испытывают сорта, обрабатывают землю и работает сельскохозяйственная техника, которая, кстати, во многом автоматизирована. Тогда я поняла, как интересно, но вместе с этим тяжело работать в поле.
А какая практика была самой запоминающейся?
В Институте проблем экологии и эволюции РАН. Я работала в лаборатории под руководством Михаила Викторовича Приданникова. Его группа учёных занимается нематодами. Это микроскопические грибы, которые живут в почве и причиняют огромный вред сельскому хозяйству. Там я попробовала много новых методов работы. Но больше всего помню атмосферу. С первого дня меня начали погружать в работу. Если у меня что-то не получалось, старались поддержать. В науке очень долго может не быть результатов. И важно, чтобы рядом были люди, которые в трудный момент скажут: «Давай ещё раз! Сейчас всё точно получится!»
Кто помог тебе, когда опускались руки?
Владимир Леонидович Клюшин. Первый курс очень тяжёлый. Ты оказываешься в новой среде, где всё работает по другим правилам. Не как в школе. И ты, только вчера закончивший 11 класс, не всегда готов к таким переменам. Владимир Леонидович вёл математику. Он каждый семинар доказывал нам: профессионал не должен ограничиваться своей сферой исследований. Нужно иметь широкий кругозор: знать историю, литературу, разбираться в искусстве. Я до сих пор вспоминаю, как на парах Владимир Леонидович по памяти цитировал «Войну и мир».
Ты написала 6 научных статей и победила в 3 конкурсах научных работ РУДН. Каким экспериментом гордишься больше всего?
В дипломной работе мы с Еленой Николаевной Пакиной, моей научной руководительницей, оценивали эффективность биологических препаратов против нематод. Препараты, которые мы проверяли, не сработали — получили отрицательный результат. Многие боятся подобного исхода, но мне кажется, это здорово. Теперь дальнейшие исследования можно проводить, используя другие препараты.
Кого считаешь своим главным наставником?
Их два. Елена Николаевна Пакина и Мария Устимовна Ляшко, которая вела «Агрохимию». Это преподаватели, у которых перенимаешь не только профессиональные качества, но и личные. Упорство, трудолюбие, любовь к своему делу. Они всегда поддерживают студентов и помогают им расправить крылья.
Ты владеешь тремя языками — английским, итальянским и немецким. Как они помогают в работе?
Немецкий знаю со школы. Итальянский — для души. А без английского сегодня нельзя. Особенно в науке. Все передовые исследования выходят на нем. Если ты не знаешь язык, процесс исследований замедляется.
Какой язык хотела бы выучить?
Китайский. Хочу окунуться в новую языковую систему, а, следовательно, и в философию.
Что держит в тонусе?
Отдых — отдельная графа в расписании. Почитать книгу, погулять в парке. Люблю йогу. Начала заниматься ей три года назад на карантине. Йога — это путь. У тебя нет конечного результата, ты совершенствуешь себя на протяжении всей жизни. Наука, как и йога — это тоже путь, который нужно пройти, каждый раз улучшая себя и свои знания.
Любовь для агронома — это...
Его любимая аграрная культура. Каждый кусочек земли, каждый колос — агроном знает всё. Целый год он готовит поле, на котором с весны по осень растёт урожай — его ребёнок.
Беседовала Анастасия Журавлёва, студентка филологического факультета («Журналистика», IV курс).
Опыт строительства в детстве, самодельная «теплица» в офисе и призовое место в Международном строительном чемпионате – рассказывает Александр Канухин, лучший выпускник Инженерной Академии, направления «Строительство».
Чем привлекает Северный полюс, за что любит испанский язык и что может быть важнее карьеры — рассказывает Роман Давыденко, лучший выпускник факультета гуманитарных и социальных наук РУДН по направлению «Международные отношения».
Что взять с собой, отправляясь в геологическую экспедицию, о чём думает во время заплыва и с каким камнем ассоциируется РУДН — рассказывает Гузель Махмутова, лучшая выпускница инженерной академии по направлению «Прикладная геология».