Мысли мальчика прервал порыв свежего ночного ветра, он заторопился: двумя днями ранее на чердаке Гриша нашел незнакомую книгу и еще с утра задумал начать читать. Обложка была на ней старая, почти выцветшая, еле виднелись очертания иноземного воина и стоящего рядом с ним слона.
Полночь. Тускло горит свеча. Сидя на деревянной скамье за столом, Гришка водит пальцем по чуть видимым строкам:
— «Можно произвести ночную атаку при помощи слонов, ноги которых запутаны кожей или материей», — медленно вслух прочел он, рассматривая черно-белые картинки индийских солдат, — а слоны могут быть на войне, Иван Александрович?
Командир уже спал, лишь иногда беспокойно вздрагивая во сне. Гришка потушил свечу, закрыл глаза и подумал:
— Какие же они все-таки умные, эти слоны. Большие, величественные, с такими и в бой нестрашно. Наверное, они даже человеческий понимают...
На следующее утро мальчик проснулся от громких разговоров в доме. Все суетились, бегали, только обрывками было слышно «...слетел с рельс», «мы еще успеем». Оказалось, произошла авария — поезд, предназначенный для эвакуации животных из зоопарка, сошел с железнодорожных путей. Мальчик вместе с другими солдатами побежал туда. Дым, накренившиеся вагоны, крик, лай — все смешалось в один миг. Увидев панику в глазах ребенка, командир отправил Гришку к реке за водой для выживших зверей.
Набрав чистой воды, мальчик поднял голову и замер: в кустах около березы стоял слон. Настоящий. Гришка поманил его за собой рукой — слон медленно пошел за ним.
— Видимо, он выбрался из-под завалин и от испуга спрятался в лесу, — догадался Гриша.
Мальчик отвел слона в загон, вероятно, когда-то служивший для овец. До прибытия нового поезда слон будет жить здесь.
— Вот ты какой...в разы больше, чем на картинке, — улыбаясь, говорил мальчик.
Он принес порванную сумку и остатки еды из вагона, которые удалось вытащить. Слон взял из сумки часы — красивые, на цепочке, с виду даже похожие на золотые — посмотрел на них, а потом на Гришу. По глазам мальчик видел, как слон будто хочет раскрыть какую-то тайну, поведать историю этих часов... Но слон молчал.
На следующий день Гриша ухаживал за спасенными животными. Чистил, кормил, играл вместе с ними. Ближе к вечеру он решил навестить слона. Сидя в загоне, и слон, и Гришка смотрели на закат. Еще один осенний закат. Гриша вспомнил о доме, о друзьях, с которыми он играл во дворе, о любимой собаке...слеза прокатилась по детской щеке.
Вдруг мальчик ощутил прикосновение чего-то холодного — слон аккуратно задел его хоботом и снова показал на часы.
— И зачем тебе эти часы...тебе их ведь даже носить неудобно, — улыбнувшись и вытерев влажные щеки сказал Гришка. В ответ слон закрыл глаза и медленно покачал головой.
До полудня следующего дня все животные суетились, как будто знали, что вечером за ними приедет поезд и увезет в новый дом. Все, кроме слона. Он стоял и смотрел куда-то вдаль, за горизонт, в недостижимый для человеческого взора мир. И снова перед ним рельсы и вагоны, только среди столпившихся солдат нет Гришки. Весь день по поручению командира он помогал на солдатской кухне. Услышав гудок поезда, мальчик со всех ног побежал на звук. Слон уже стоял в вагоне, по-прежнему смотря вдаль.
Гришка успел. Он запрыгнул в вагон и, не отдышавшись, быстро протараторил:
— Я так боялся...но я успел...а я же не просто так, смотри, — мальчик протянул слону пять яблок. — Это тебе.
Слон наклонился и снова достал те часы. Он положил их в руки мальчика и, Гришке показалось, как будто даже немного улыбнулся.
— Троооогай, — закричали солдаты машинисту. Поезд сдвинулся с места.
Гришка обнял слона на прощание.
— Даже в своем новом доме не забывай обо мне, и я всегда буду о тебе помнить.
Мальчик выпрыгнул из вагона, сжимая в кулаке часы. Всю войну он прятал и хранил их. Спустя 3 года, когда война осталась позади, Гриша поехал учиться в Москву. Сидя в парке, он который раз рассматривал часы и думал: «Слон с часами...странно, правда? А ведь у каждого из нас есть свои часы...и нет, не циферблат со стрелками — это мы так себе придумали. В памяти каждого остаются часы радости, переживаний, храбрости и сочувствия. Тот сентябрьский закат вместе со слоном, когда счастливее меня не было никого, момент прощания и вагон...душистые яблоки и запах осени...песни солдат, тяжелые бои и бессонные ночи...Всё это в воспоминаниях, в моих часах. И у слона, и у Ивана Александровича, и у меня есть часы. Часы, которые дарят нам смысл жизни»
Анастасия Дворникова
Каждый студент порой задумывается о тяжелой судьбе отличника. Все мы хотим понять, как они все успевают, о чем мечтают. Преуспевающий студент Андрей Ивашкевич — один из них. Он отличник на протяжении многих лет и вообще одаренная личность. Любит рисовать и сочинять музыку, владеет экстрим-вокалом. Изучает международные отношения и готовится к защите магистерской диссертации на факультете гуманитарных и социальных наук.
Редакция газеты «Дружба» публикует избранное из творчества оперативного дежурного РУДН Дмитрия Козловцева.
Российский союз писателей наградил профессора РУДН Александра Никитича Задиранова золотой медалью «Георгиевская лента 250 лет» за стихи о Великой Отечественной войне.
Каждый студент порой задумывается о тяжелой судьбе отличника. Все мы хотим понять, как они все успевают, о чем мечтают. Преуспевающий студент Андрей Ивашкевич — один из них. Он отличник на протяжении многих лет и вообще одаренная личность. Любит рисовать и сочинять музыку, владеет экстрим-вокалом. Изучает международные отношения и готовится к защите магистерской диссертации на факультете гуманитарных и социальных наук.